- Что такое буллинг
- Разглядеть буллера
- Главные рецепты: информационный фон и экспертиза
- Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического
- Виды буллинга
- Изоляция
- Присоединение
- Вербальные издевательства
- Бодишейминг
- Физические издевательства
- Сексуальные издевательства
- Кибербуллинг
- Я ни при чем
- Кто участвует в травле?
- Жертва
- Агрессор
- Наблюдатели
- «Мы всем классом издевались над новым учителем»
- Сторонние наблюдатели: что буллинг делает с теми, кто его видит
- «Если жалуется, надо продолжать давить»
- Полина, 18 лет
- Последователи агрессора
- Последствия травли для последователей
- «Меня жестоко обижали, а я не понимала почему»
- Саша, 19 лет
- На какие законы можно опираться
- «Проблема в том, что это норма»
- Что делать родителю, чей ребенок подвергается травле
- Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе
- Буллинг на работе
- Буллинг в реальной жизни
- Буллинг в школе
- Как распознать буллинг и к чему он может привести?
- Защитники
- Последствия травли для защитников
- Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
- Как распознать буллинг и чем он опасен
- Как защищать ребенка по закону
- «Я была очень правильной девочкой»
- Виолетта, 16 лет
- Влияние буллинга на жертву: сразу и в будущем
Что такое буллинг
Все родители болезненно реагируют на конфликты, связанные с их ребенком. Желание защитить своего ребенка естественно, но важно понимать, когда речь идет о реальных унижениях и домогательствах, а когда речь идет о недоразумениях и мелких конфликтах.
Буллинг – это систематическая травля детей в школе, издевательства, применение публичных оскорблений, в том числе с использованием сети Интернет, угроз, насилия и иных действий, нарушающих честь и достоинство. Такое определение мы находим в разъяснениях обвинения по интересующим нас вопросам домогательств.
Важно! Закон не содержит отдельного термина для «запугивания» или «запугивания» (что означало бы запугивание в школе). Но есть понятия оскорбление, угроза, вред здоровью, моральный вред, доведение до самоубийства и тому подобное, за которые предусмотрена ответственность.
Примечание! За действия насильственного характера, оскорбления, унижения виновный будет привлечен к ответственности, кем бы он ни был. К ответственности могут быть привлечены учителя, а также несовершеннолетние правонарушители, в некоторых случаях за них будут нести ответственность совершеннолетние законные представители.
Разглядеть буллера
Большинство хулиганов — это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера, с завышенной самооценкой и сниженной эмпатией, отмечает Анна Тимофеенко. Эксперт не исключает, что корни проблемы часто кроются во взаимоотношениях в семье, где взрослый может демонстрировать невежество, манипулирование, снисходительность. При этом хулиган может вырасти как в обеспеченной семье, так и в асоциальной.
По мнению эксперта, те, кто занимается буллингом, хотят самоутвердиться. Этим детям не хватает внимания, подтверждения собственной значимости, уважения со стороны взрослых. Тяга к таким чувствам вызывает агрессию, которую подростки на некоторое время подавляют, так как не могут выместить ее на родителях. Поэтому они ищут подходящую цель.
— Уважение важно для каждого человека. Лучший способ научить детей этому — на собственном примере. Мы разные, и нет причин считать «необычность» другого чем-то неправильным. И конечно же следует проявлять уважение и к самому ребенку – учитывать его мнение и пожелания, прислушиваться к нему. Таким образом, ему не нужно будет никому ничего доказывать, потому что он будет понимать свою значимость и видеть ее со стороны родителей, — говорит эксперт.
Психологи жалуются: очень сложно понять, что твой ребенок на самом деле злой и циничный хулиган.
— Это не так просто сделать, особенно если у студента нет проблем с общением и много друзей. Редкий родитель проверит, не обижает ли ребенок своих одноклассников. Но вы можете обратить внимание на то, как он разговаривает, например, с другими учениками. Чье-то имя продолжает фигурировать в негативном контексте, — говорит Ольга Бочкова.
Загул в чате: каждый десятый подросток заходит в соцсети по ночам Эксперты назвали угрозы для российских детей в Интернете
Эксперт также рекомендует проверить страницу сына или дочери в социальных сетях. Возможно, ребенок выкладывает чужие картинки с издевательскими подписями или оставляет негативные комментарии под чужими постами. Специалисты советуют взрослым обращать внимание на сообщения в родительских чатах. Может быть, чья-то мать уже бьет тревогу по поводу того, что ее ребенку дали имя.
По словам Бочковой, в обществе существует стереотипное представление о том, что в том, что с ними происходит, виноваты жертвы буллинга. Они почему-то не могут защитить себя, поэтому они недостаточно сильны. В обществе, где господствует культура насилия, к таким людям относятся с презрением, перекладывая ответственность за происходящее на них, подчеркивает эксперт.
— Мы понимаем, что когда ребенок сталкивается с систематическим насилием (а буллинг — это не что иное, как насилие), психика еще не полностью сформирована. Его представление о себе как о личности очень сильно зависит от мнения окружающих, особенно сверстников. Принятие важно для маленького человека. Он очень зависим от чужого суждения, и когда его унижает коллектив, это, конечно, сказывается на личности, — поясняет Ольга Бочкова.
Эксперт предупреждает, что при формировании личности и психики человека ребенок может идентифицировать себя с агрессорами, то есть с теми, кто на него напал. В нем формируется агрессивный компонент, который в целом настроен на защиту от возможного повторения негативных реакций и работу на опережение.
— Этот комплекс реакции очень индивидуален и зависит от множества различных факторов, например типа личности, темперамента, характера. Играет роль обстановка в доме, альтернативные команды для общения. В отчаянии, не имея возможности исправить ситуацию другим способом, человек может выбрать очень искаженный вариант защиты и отомстить обидчикам за то, что с ним произошло, предупреждает Ольга Бочкова
Специалисты рекомендуют поговорить с детьми о том, что такое буллинг, в чем он выражается, объяснить, чем нежелание общаться с определенным человеком отличается от агрессии по отношению к нему, и почему эта агрессия считается насилием. Подростки должны знать, что они должны нести ответственность за свои действия.
Просто позвоните мне: школы потребуют бороться с буллингом учеников Как образовательные организации должны бороться с буллингом и какие штрафы могут ввести за бездействие
Главные рецепты: информационный фон и экспертиза
— Есть ли какие-то «гарантированные» рецепты борьбы с буллингом?
— Существует набор обязательных действий, которые могут предотвратить и остановить травлю, если она уже имеет место. Это введение программы борьбы с издевательствами в каждой школе. Нужно обучать учителей, показывать, как выглядит буллинг, чем он отличается от того же конфликта. Нужно воспитывать родителей, объяснять, как правильно себя вести, а как себя вести ни в коем случае нельзя: ходить в школу и кричать на учителей. Учителя должны спокойно сообщать факты, а у сотрудников школы уже должен быть алгоритм действий.
Детей нужно учить профилактическим урокам: говорить о дружбе, личных границах, уважительном общении, способах выражения чувств. Необходимы командообразующие мероприятия.
Если в школе организовать такой информационный фон, то ситуация с буллингом разрешается достаточно легко. Школьный психолог, классный руководитель или социальный работник, узнавший о буллинге, собирает детей и напоминает: «Мы живем без буллинга, то, что вы делаете, неправильно. Давайте вспомним, как мы здесь живем».
Приведу в пример практику одного из московских учителей математики. Он, если замечает попытки учеников унизить не справившегося с заданием одноклассника, останавливает урок. Учитель 3-5 минут анализирует ситуацию и объясняет, что каждый имеет право на ошибку и смеяться над человеком из-за этого нехорошо. Я считаю, что это грамотный подход: лучше часть урока посвятить объединению класса, но мотивация детей растет, а цели обучения таким образом сближаются.
Гарантированный рецепт все же есть: нужно обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами буллинга. Это программа Bully NET. Телефон психологической поддержки по вопросам буллинга: 8 800-500-4414 (пн-пт 10:00-20:00 по московскому времени).
Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического
Существуют различные формы травли:
- словесный;
- физический;
- социальная травля;
- травля в интернете.
Виды буллинга
Виды травли самые разные: психологический или физический террор, насилие, побои, порча имущества, психологическое давление. Буллинг может проявляться в виде изоляции жертвы от окружающих. К оскорблениям часто присоединяются и другие участники группы. Другие могут оставаться молчаливыми наблюдателями. Никто не встает на защиту потерпевшего.
Изоляция
Жертву стараются изолировать от общения и даже присутствия в коллективе. Оказывают психологическое давление, запугивают, намеренно не дают работать в коллективе, мешают получать необходимую для обучения информацию. Отстранен от участия в общих мероприятиях — играх, спорте, общественных мероприятиях, походах в кино, театры. Участники группы делают вид, что человека просто не существует.
Присоединение
Инициатор буллинга проявляет недружественное и агрессивное отношение к жертве и провоцирует других членов коллектива на его поддержку. При этом совсем не обязательно, чтобы другие вели себя подобным образом. Достаточно проявить молчаливое согласие, не обвинять в содеянном, не пытаться защищать слабого. Окружение не противостоит обидчику, оно дает добро на такое поведение.
Вербальные издевательства
Унижение словами, насмешками, обсуждением, распространением ложной и уничижительной информации. Такая травля наносит большую психологическую травму и высасывает энергию.
Словесное насилие не оставляет ран и синяков, но оно не менее опасно, чем физическое насилие. Это особая форма вербального воздействия, вызывающая у человека эмоциональные страдания. Придирчивость, кислое отношение, хамство, крики, оскорбления, манипуляции, колкие шутки приводят к психологической травме. Моральные садисты используют весь арсенал оскорблений, чтобы заставить жертву плакать, ввергнуть себя в отчаяние.
Бодишейминг
Опасности бодишейминга выходят за рамки неприятных комментариев и нападок.
Оскорбление, высмеивание, преследование людей с имеющимися физическими недостатками, когда их внешний вид не соответствует общепринятым нормам. Жертвами становятся люди разного возраста, национальности, телосложения. Негативные комментарии приводят к различным депрессивным состояниям.
Физические издевательства
Дети или взрослые используют физическое насилие, чтобы получить власть и контроль над слабыми и беспомощными, когда они уверены в своей безнаказанности. При совершении таких действий может повышаться уровень агрессии. Пинки, удары, шлепки, толчки переходят в побои с нанесением увечий.
Сексуальные издевательства
Сексуальное домогательство – это повторяющиеся вредные и унижающие достоинство действия, направленные против сексуальности человека. Грубые комментарии, вульгарные жесты, нежелательные прикосновения, сексуальные предложения, порнографические материалы. В крайних случаях сексуальные домогательства приводят к сексуальному насилию.
Кибербуллинг
С развитием технологий появились новые возможности для оказания давления на выбранную жертву. С помощью интернета на мобильный телефон можно угрожать, притеснять, смущать, писать оскорбительные письма и комментарии. Эта форма издевательств безопасна для обидчика из-за сложности его идентификации. Киберагрессоры пишут то, что не смеют сказать в лицо. К анонимным травлям присоединяются те, кто вряд ли примет участие в травле лицом к лицу. Жертва чувствует себя беззащитной, даже когда находится в безопасном месте.
Я ни при чем
Когда травля происходит в команде, все члены группы неосознанно участвуют. Определенная часть задействована в роли сторонних наблюдателей. Они делают вид, что ничего не замечают, не выражают своего отношения к происходящему, в своем кругу могут поощрять или осуждать обидчика, сочувствовать пострадавшему. Но даже если жестокость напрямую не касается наблюдателя, можно получить психологическую травму, так как возникает страх оказаться на месте жертвы.
Источник:
Кто участвует в травле?
Как и в любой жизненной ситуации, можно четко разграничить роли всех участников. Это жертва, агрессор, наблюдатели.
Жертва
Психология жертвы имеет два аспекта:
- Пассивная жертва. Психологический портрет: провоцирует агрессора одним своим существованием, с трудом выражает свои мысли и желания, старается быть незаметным, не боец по жизни, думает о себе пренебрежительно.
- Активная жертва. Психологический портрет: не умеет общаться, не любит противоречить, выступать против, с трудом учится как в школе, так и на работе.
Эмоционально пострадавшему свойственны чувства страха, депрессии, тревоги, причем это не зависит от возраста.
Агрессор
Буллер — агрессор. Нападающими часто становятся дети из неблагополучных семей. Иногда взрослые намеренно поощряют озорное поведение детей как залог сильной и успешной личности в будущем. Буллер с трудом интерпретирует ситуацию. Любое обращение может быть расценено как личное оскорбление. Это желание контролировать других, манипулировать, запугивать, чтобы чувствовать свое превосходство.
Наблюдатели
Члены группы обычно не проявляют желания защитить пострадавшего, а занимают позицию сторонних наблюдателей. Такое отношение связано со страхом оказаться жертвой. По статистике около 60 процентов учащихся старших классов средней школы становятся свидетелями издевательств. Хотя они и жалеют жертву, менее половины пытаются помочь.
«Мы всем классом издевались над новым учителем»
Становятся ли учителя жертвами буллинга?
В практике нашей программы я таких случаев не припомню, но приведу пример из собственного жизненного опыта. Когда я училась в школе, у нас забрали нашу любимую учительницу литературы. На ее место поставили выпускника университета. Сначала родители расстроились по этому поводу, и, как я понимаю с высоты нынешнего опыта, весь класс с их подачи издевался над новым учителем. Мы демонстративно нарушали правила, откровенно шептались, сплетничали. Думаю, он чувствовал себя крайне неловко.
Я тоже участвовал в травле. Есть жертва, есть инициаторы травли, есть их «окружение», есть беспристрастные наблюдатели, есть «группа поддержки», своего рода болельщик. Здесь я был в группе поддержки. Смеялись над шутками агрессоров, поддерживали ситуацию.
Есть жертва, есть инициаторы буллинга, есть их «окружение», есть беспристрастные наблюдатели, есть «группа поддержки», своего рода чирлидер
Если бы тот учитель не помирился, а обратился к директору с этой проблемой, и директор пришел бы к нам в класс… Если бы директор объяснил нам, что прежний учитель был вынужден измениться, а новый — нет обвинять-то, а то, что ты делаешь — это бесчеловечно… Я думаю, это изменило бы ситуацию. Но учителя тоже не жалуются, так как считают такой подход несерьезным — жаловаться на детей. Или, как это иногда бывает с жертвами буллинга, они начинают винить себя. В данном случае с низким образовательным цензом.
Поэтому издевательства над учителями могут быть более сложной историей, чем издевательства над учениками. Школьникам есть к кому обратиться за поддержкой, у учителей не всегда есть такая возможность.
Сторонние наблюдатели: что буллинг делает с теми, кто его видит
Запугивание не ограничивается теми, кто вовлечен в ситуацию. Дети, которые просто видят издевательства и не могут или не хотят изменить происходящее, также испытывают последствия. Эксперты отмечают повышенный риск травли свидетелей:
- Курение, алкоголизм, наркомания;
- Развитие вынужденной беспомощности, психологических проблем, депрессивных расстройств, тревожных расстройств;
- Проблемы с учебой и образованием в целом.
Чувство вины и чувство бессилия со временем затрагивают многие стороны жизни взрослых детей, которые просто наблюдали за травлей со стороны.
«Если жалуется, надо продолжать давить»
Полина, 18 лет
В начальной школе издевались над моим лишним весом. Сначала я не воспринимал их всерьез, потому что был человеком, которого всегда любили, брали на все стороны. А потом, когда они стали старше, начались насмешки. Так случилось и с родственниками. Физически меня никто никогда не оскорблял, но в мой адрес были направлены неприятные слова, и их было немало.
Помню один такой случай: не очень адекватный мальчик в начальных классах решил рассказать мне что-то о моем лишнем весе. Отец пришел в школу, чтобы поговорить с этим мальчиком. Но это ненадолго остановило этого ребенка, но он понял, что если я жалуюсь кому-то со стороны, мне очень больно и я должен постоянно на него давить.
Опыт буллинга действительно забивает вашу самооценку, у меня еще очень мало конструктивной критики в голове для оценки себя, и я смотрю на себя чужими глазами, очень часто вспоминаю выводы, которые сделали обо мне какие-то совершенно ничтожные люди, и не я. Я чувствую себя хорошо, только если знаю, что кому-то нравлюсь, или получаю больше внимания, или когда кто-то прямо говорит мне, что я крут. Также такие вещи я воспринимаю только от незнакомых людей, потому что кажется, что родственники делают мне комплименты просто потому, что любят меня и вроде бы должны.
Последователи агрессора
Это дети, которые активно помогают хулигану или дают ему пассивное одобрение. Причин такого поведения несколько:
«Стадное чувство». Ребенок не задумывается над происходящим, слепо подчиняется общему настроению и признанным «авторитетам» в классе.
Попытка заслужить благосклонность лидера. Такие дети отравляют жертву в попытке сблизиться с вожаком, заручиться его одобрением и поддержкой.
Страх стать жертвой. Ребенок может принять участие в травле, опасаясь пойти против большинства и вызвать недовольство обидчика.
Напористость. Обычно это дети, которые сами имеют задатки зачинщика. Они не решаются первыми проявлять агрессию, но с удовольствием ее поддерживают.
Последователей зачинщиков отличают общие черты: они не уверены в себе, безынициативны, легко поддаются манипулированию окружающими, склонны следовать общим правилам и приспосабливаться к внешним обстоятельствам, обладают низкой эмпатией. Зачастую это дети из семей с чрезмерно строгими и требовательными родителями.
Последствия травли для последователей
Черты характера, которые транслируют и закрепляют преследователи, могут «сослужить медвежью услугу» в будущем. Подверженность манипулированию другими, зависимость от официальной власти и боязнь личной ответственности делают их крайне уязвимыми членами общества.
«Меня жестоко обижали, а я не понимала почему»
Саша, 19 лет
Издевательства начались в мою сторону, потому что я была амебой. Я воспитан очень добрым, у меня был очень религиозный дедушка и благовоспитанная бабушка. То есть, с одной стороны, «все отдать другим», а с другой стороны, «все равно не показывай того, что чувствуешь, так как проявление чувств нецивилизованно». Так что я всегда чувствовал себя очень комфортно, никогда ничего не говорил, меня высмеивали. Если меня о чем-то спрашивали, я искренне говорил о своих интересах и не стеснялся. Также я не мог дать отпор, я мог начать лезть, когда кто-то слабый обиделся, но я не мог дать отпор.
В первом классе у нас был мальчик, ну такой хулиган, хулиган, а я ему что-то в ответ сказала, показала язык или пофиг. И он подбежал ко мне и столкнул меня с лестницы. Позже я прятал синяки под одеждой от родителей, потому что не хотел, чтобы они пошли и узнали, мне было стыдно, я думал, что невозможно прокрасться. Второй случай, в пятом классе, был связан с двумя мальчиками, с которыми мы хорошо общались по отдельности, но когда они объединились, они меня серьезно обидели, я не понял за что. Он и группа парней разбили мой шкафчик, разбили мои вещи.
Другой пример, не могу назвать его тяжелым, но осознавать это сейчас было очень неприятно. Когда я учился в начальной школе, у меня не было много друзей, поэтому я показал свои стихи (тогда я любил писать стихи) учительнице математики, и она сказала, что у меня нет рифмы. То есть я пришел к ней, потому что мне больше некому было показать, а она сказала, что все плохо.
У нас было несколько хулиганов, которые регулярно издевались над одноклассниками. Были и девушки, они задирали чужие юбки. Из-за этого я не носила юбок выше колена до сентября — просто потому, что эти юбки мне всю начальную школу задирали, и мне было стыдно, неловко. Я думаю, учителя это ясно видели, но что они могли сделать? Потому что родителям было все равно.
Читайте также: Развитие памяти и внимания: курс от Николая Ягодкина
На какие законы можно опираться
Права человека, в том числе права ребенка в школе, освещены во многих документах, использование того или иного часто зависит от ситуации.
- В ст. Статья 21 Конституции гласит, что никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию.
- В ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ установлено, что преподаватели обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
- Каждое общеобразовательное учреждение должно иметь устав, в нем указаны основные правила, по которым живет школа. В нем почти наверняка есть пункты о чести и достоинстве учеников и учителей. Родители имеют право знакомиться с уставом школы (а также участвовать в его разработке и корректировке), поэтому есть возможность уточнить конкретные формулировки.
- В соответствии с пунктом 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать в суде опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию. Под эти пункты могут подпадать оскорбления и унижения.
- Другие документы могут использоваться ad hoc. Например, если учитель по уважительной причине не отпускает детей на занятиях или не отпускает их на переменах, это может трактоваться как нарушение санитарных норм и правил, что негативно сказывается на здоровье детей как в физическом, так и в психологическом плане.
Учитель несет ответственность за свои действия, учащиеся в возрасте до 16 лет по общему правилу не могут быть привлечены к административной ответственности, но ответственность за них несут родители (опекуны).
«Проблема в том, что это норма»
Что делать родителю, чей ребенок подвергается травле
Родители часто оказываются в двусмысленной ситуации, так как боятся, что если начнут выяснять, то это усугубит ситуацию. Однако бояться этого не стоит, ведь активные действия зачастую сами по себе могут частично или полностью решить проблему.
Так что если ребенок столкнулся с травлей (со стороны учителя, а травля ребенка в школе со стороны учителя не редкость, или со стороны учеников), первое, что должны сделать родители, это разобраться в ситуации и попытаться решить конфликт мирным путем. Так сказать, «подготовительная работа» должна быть проведена через администрацию школы. В первую очередь следует обратиться к учителю, а если это не дает результатов (или невозможно, так как причина проблем лежит на учителе) — к директору или сразу к директору школы.
Важно! Родители должны собрать информацию, доказывающую, что над ребенком издеваются. Если учителя или другие родители позволяют себе хулиганить, желательно подтверждение этого. Поэтому стоит записывать все разговоры на диктофон и привлекать свидетелей. Если есть телесные повреждения, обязательно свяжитесь с отделением неотложной помощи и запишите все травмы. При этом требуется следить, чтобы врач написал в справке, что травма произошла именно в результате действия (или бездействия) третьих лиц, то есть, грубо говоря, ребенок не падал сам, но толкнули.
Если «мирный путь» не принесет результатов (и это не исключено, ведь администрация школы зачастую консервативна, не хочет выносить сор из избы, понимает, вообще не видит смысла исправлять ситуацию), действовать официально.
Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе
Буллинг на работе
Вопреки бытующему мнению, что травля в школе вызвана только проблемами подрастающего поколения, в зрелом обществе травля сотрудников компании имеет место и на работе. В современной психологии существует понятие офисного буллинга – это психологическое воздействие на сотрудника с целью его дальнейшего увольнения.
Буллинг в реальной жизни
В повседневной жизни издевательства мотивированы желаниями обидчика
- быть лучше и успешнее других;
- угнетать или унижать человека из-за возникшей антипатии;
- отомстить окружающим за нанесенную в прошлом психологическую травму (жертва становится агрессором);
- самоутверждение в коллективе;
- быть в центре внимания;
- нейтрализовать, унизить, высмеять оппонента;
Буллинг в школе
Издевательства наиболее распространены в старших классах средней школы. Если травля происходит в школе, все члены коллектива невольно принимают в ней участие, играя определенные роли.
- Жертва. Это может быть абсолютно любой ребенок, вне зависимости от уровня развития, семейного благополучия, материального благополучия, физического развития.
- Шумы. Агрессию по отношению к другим детям часто проявляют те, кто подвергается физическому или психологическому насилию в семье. Буллер характеризуется завышенной самооценкой в сочетании со сниженной эмпатией — способностью сопереживать другому.
- Подписчики. Это зрители в детском коллективе, на глазах у которых происходит травля. Проявление их чувств и степень участия можно охарактеризовать как:
- одобряет;
- пассивно одобряю;
- безразличный;
- потенциальные защитники;
- защитники.
Как распознать буллинг и к чему он может привести?
Школьная травля отличается от непопулярности, конфликта и агрессии по трем признакам:
- присутствие насилия
- постоянство (обычное и по отношению к одному и тому же человеку),
- наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).
Только три пункта вместе указывают на буллинг, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно обращаться иначе.
Непопулярность – явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно идет на контакт, не дружит с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, печаль, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием какой-либо формы насилия: например, школьник не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как на него не нападает команда.
В то же время издевательства над непопулярным в школе ребенком, если таковые имеются, не заканчиваются повышением его популярности: более того, выделенный ученик может подвергаться издевательствам чаще. Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности.
Конфликты – это простое проявление агрессии между равными детьми. В этом случае никто из участников драки или ссоры не испытывает настоящего страха, не может дать полный отказ. Чаще всего конфликты заканчиваются на положительной ноте: через несколько дней участники добровольно общаются и играют друг с другом. В противном случае роли в драке могут поменяться, зачинщик может стать жертвой, а жертва – зачинщиком. При буллинге невозможна смена ролей и равенство участников: буллинг в школе происходит регулярно, всегда страдает одна из сторон, а другая всегда нападает.
Посредничество помогает в конфликтах, так как в них виноваты обе стороны на равных. Буллинг в школе не зависит от жертвы, поэтому такое высказывание нанесет непоправимый ущерб жертве травли: покажет, что взрослый на стороне хулигана.
Агрессия – это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких человек без поддержки со стороны группы. В отличие от травли, вы терроризируете класс, а не класс вас.
В этом случае необходимо работать с агрессором. Школьный буллинг бывает разным: группа способна воспитать другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому просто работа с агрессором не помогает.
Буллинг в школе – травматический опыт для всей группы.
Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, теряет способность концентрироваться и уверенность в себе, оказывается в депрессивно-тревожном состоянии, не хочет жить.
Издевательства в школе развращают зачинщиков, показывает разрешение. Это препятствует формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.
Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них возникает внутренний конфликт, где они осознают безнравственность травли, но не имеют возможности пресечь ее без страха. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Кроме того, если издевательства разрешены в школе, кто сказал, что они не будут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.
Буллинг в школе оказывает разрушительное воздействие и на личность учителей: когда они осознают, что буллинг имеет место в классе, они не могут найти решение проблемы, что заставляет сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.
Буллинг в школе часто впоследствии приводит к несчастным случаям, самоубийству или ответному насилию со стороны жертвы (массовые убийства в учебных заведениях).
Защитники
Эти дети выражают активную или пассивную поддержку жертвам:
Активные защитники — обладают лидерскими наклонностями и высокой уверенностью в себе, не боятся противостоять общему настроению команды, обладают высоким уровнем эмпатии.
Пассивные защитники (активная поддержка) — обладают низкой самооценкой, но высокой степенью эмпатии.
Чаще это дети из благополучных семей с грамотными методами воспитания, либо те, кто сам сталкивался с травлей или находился в положении бытовой жертвы.
Последствия травли для защитников
Для дальнейшего развития этих детей крайне важен исход буллинга. Если пострадавший не получает помощи и поддержки со стороны учителей и руководства школы, а социальная справедливость не восстанавливается, у защитников остается крайне негативный жизненный опыт, способный поколебать здоровые ценности и жизненные ориентиры.
В частности, пассивные защитники могут менять свою позицию и переходить на сторону агрессора.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребенок, вне зависимости от благополучия семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не упускали из виду случаи издевательств, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребенок является жертвой, но не говорит об этом прямо, можно вывести другие физические и психологические признаки травли:
- беспричинные боли в желудке и груди;
- нежелание посещать школу и плохая успеваемость;
- нервный тик, энурез;
- печальный взгляд, тревога, тревога;
- нарушенный сон, ночные кошмары;
- длительная депрессия;
- частые простуды и другие заболевания;
- склонность к одиночеству, нежелание общаться;
- проблемы с аппетитом;
- чрезмерная уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Воспитанники, подвергшиеся буллингу, находятся в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и часто совершают попытки суицида.
Агрессивные дети испытывают проблемы с успеваемостью в школе, у них развиваются криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив поддерживать дисциплину вместо того, чтобы учить уроки.
очевидцы буллинга часто испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к хулиганам. Или они чувствуют вину за свое невмешательство и травмируются наблюдателем. Таким образом, школьная травля подрывает всю систему образования, провоцируя всеобщую напряженность, отчужденность и жестокость.
Как защищать ребенка по закону
Первым шагом для родителей является заполнение заявления. Он требует максимально подробного описания ситуации и разрешения конфликта с максимально положительным для ребенка результатом. Если травле подвергается несколько детей (или весь класс), целесообразно составить коллективное обращение, с подписями всех родителей. При наличии доказательств (фото, справки, записи, видео и так далее) их можно приложить.
Заявление должно быть подготовлено в двух экземплярах, один передается директору, другой остается у родителей (оно должно быть официально зарегистрировано, датировано, подписано и скреплено печатью, если есть).
Вы должны ответить в течение 30 дней с момента подачи заявления. Директор должен разобраться в ситуации и привлечь сотрудников к ответственности (если в конфликт вовлечен учитель) или принять меры против учащихся и их родителей (если дети запугивают).
Администрация школы несет ответственность за ущерб, причиненный воспитанникам в стенах учебного заведения, и теоретически не имеет права не реагировать на запрос родителей.
Если ваше заявление по-прежнему остается без внимания или ответ вас не устраивает, вам необходимо обратиться в вышестоящие органы – комиссию по делам молодежи райсовета, к инспектору по делам молодежи, Министерству образования и, наконец, в прокуратуру. Дело может даже дойти до суда, если дело будет возбуждено. Как правило, школы стараются не доводить до этого и стремятся урегулировать ситуацию в своем кругу, особенно если видят, что родители готовы пойти на многое, чтобы защитить своего ребенка.
«Я была очень правильной девочкой»
Виолетта, 16 лет
Я считаю, что буллинг — это унижение человека, возможно, за его отличие от общества, словесно или физически. Буллинг – это попытка столкнуть человека в серую массу.
С самого начала первого класса ко мне начали придираться из-за моей хорошей учебы, потому что я всегда выглядела как игла и реагировала на уроках. Это раздражало детей, это раздражало родителей детей. Ко мне даже иногда подходили чужие родители и задавали глупые вопросы о моих волосах. Даже мой цвет волос их раздражал! Все началось с оскорблений и переросло в нечто большее. Они начали красть мои канцелярские принадлежности и забрали мой карандаш.
В третьем классе мне сломали нос — одноклассники кинули мне в лицо баскетбольный мяч, все смеялись. Администрация никак не разобралась, всем было одинаково. В шестом классе меня заперли в туалете на пять часов. Ни классный руководитель, ни учителя — никто меня не искал, всем было наплевать. Я сидел один на унитазе и плакал. Издевательства продолжались до восьмого класса, когда нас перераспределили по профилям, тогда стало намного легче. В старших классах гораздо лучше следят за такими ситуациями, здесь есть специальный центр, который все это останавливает.
Думаю, надо мной издевались, потому что я была очень прямым ребенком, меня воспитывали как «христианку», мне не разрешали делать определенные вещи, говорить на определенные темы. Я была очень хорошей девочкой.
У меня не было поддержки. У меня была девушка, но в то время, когда надо мной издевались, она просто молчала. Она даже не прикоснулась ко мне, и это уже было здорово. Мама не знала, я никому не говорила. Классному руководителю было все равно. В каждом детском классе есть ребенок, на котором все вымещают свою агрессию, в нашем классе я был таким ребенком. Было несколько парней, которые просто молчали. Сейчас я не держу на них зла, они просто не знали, как поступить в такой ситуации. Против агрессии никто не высказывался, одноклассники меня либо травили, либо молчали.
У меня начались проблемы с социализацией, я не могу общаться с людьми до определенного времени, потому что мне начинает казаться, что я какая-то не такая, что мне становится скучно. У меня до сих пор проблемы с общением с людьми. Наверное, с этого момента у меня была «маска», что все хорошо, все хорошо, жизнь прекрасна, а на самом деле все ужасно. А сейчас у меня привычка всегда улыбаться, смеяться — это моя защитная реакция.
Влияние буллинга на жертву: сразу и в будущем
Дети, и даже взрослые, могут ругаться и спорить, конфликтовать и даже драться — редко кому удается избежать конфликта. Но если это происходит постоянно, и агрессор всегда один, а жертвой становится другой, то это нельзя назвать конфликтом. Это он, издевательство.
Чаще всего взрослые замечают травлю в виде физической агрессии: ребенок приходит из школы с рваным карманом, грязной курткой или с синяками. Однако травля – это в основном эмоциональное насилие, та же травля. И вот к чему это может привести:
- Депрессия, повышенная тревожность;
- Острое или посттравматическое стрессовое расстройство;
- Нарушения сна, ночные кошмары;
- Бруксизм: бразильские исследователи обнаружили, что повреждение зубов из-за ночного скрежета почти в 4 раза чаще встречается у жертв издевательств;
- Расстройства пищевого поведения у подростков;
- Низкая самооценка;
- Снижение или полная потеря интереса к любимым занятиям (а это один из признаков депрессивного расстройства);
- Снижение успеваемости в школе, прогулы, отказ от учебы;
- Саморазрушающее поведение: членовредительство, побег из дома;
- Диабет 2 типа: по данным скандинавских исследователей, риск увеличивается у женщин на 36%, у мужчин на 61%.
Кроме того, одним из последствий буллинга является сильное желание мести, которое затем может перерасти в насилие над другими людьми. Так, из 15 расстрелов в американских школах в конце 20 века 12 стрелков отомстили тем, кто насмехался над ними.
В СМИ буллинг часто называют провокатором подросткового суицида, но прямой связи нет. Буллинг сам по себе не является причиной суицида, но становится важным фактором, если ребенок не получает поддержки со стороны других сверстников и, главное, не понимается дома. Благодаря вниманию и заботе родителей риск суицида у жертв буллинга значительно снижается.