Страх ошибаться: природа страха, как побороть, советы

Психология
Содержание
  1. Что стоит за нерешительностью?
  2. Признаки ателофобии
  3. Постоянное самоосуждение
  4. Зацикленность на ошибках
  5. Желание избежать дел, которые могут привести к ошибкам
  6. Симптоматика
  7. Когда за кажущимся страхом разочаровать скрывается другое
  8. Особенности сверхэмоциональных людей
  9. Страх не оправдать ожидания другого (синдром ожидания сексуальной неудачи)
  10. Комплекс хорошего мальчика
  11. Страх перед сексом — страх несоответствия социальным стереотипам
  12. Встроенные шаблоны поведения
  13. Как помочь организму пережить стресс
  14. Природа страха
  15. Как проявляется страх неудачи?
  16. Додумывание и ожидание ответственности
  17. Причины возникновения макрофобии
  18. Как перестать бояться сделать ошибку? Как побороть страх неудачи и свою неуверенность?
  19. Страх пробовать новое
  20. Как справляться с нереалистичными ожиданиями?
  21. Один человек не может сделать всё за меня
  22. Люди не обязаны становиться удобными для меня и меняться ради меня
  23. Люди не могут быть похожи на меня
  24. Как работать со страхом критики?
  25. Какое поведение родителей усугубляет проблему?
  26. Методы лечения макрофобии
  27. Подготовка

Что стоит за нерешительностью?

Можно с уверенностью сказать, что основной причиной нерешительности являются всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.

Мы имеем в виду психологический страх, который может проявиться у ребенка в самом раннем возрасте. К этим страхам относятся:

  • Страх не оправдать ожиданий. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, благополучными и успешными, и поэтому очень рано, иногда прямо с детского сада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в овладении навыками письма или чтения. Ожидания обычно также относятся к спортивным и другим достижениям.

    Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-то побед, а не акцентируют сознательно внимание на достижениях. Постепенно в голове ребенка формируется четкая идея, которая часто даже не осознается: хочешь, чтобы тебя любили, покажи, на что ты способен. Все это очень обременяет ребенка и уж точно не дает уверенности в своих силах. Отсюда нерешительность.

  • Боязнь провала. Когда взрослые остро реагируют на ошибки ребенка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-либо делать. Он думает: а вдруг я опять провалюсь, а папа в этот раз так на меня посмотрит? Ребенок чувствует, когда им гордятся и когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах своих близких. Кроме того, он может бояться возможности насмешек со стороны друзей. Все это порождает в нем нерешительность. Для него это возможность обойтись «малой кровью» (хотя меня и не замечают, но осуждения и насмешек нет).
  • Страх реакции со стороны взрослых. Речь идет не только о наказании, но и о резких высказываниях, криках, а также о непредсказуемости последствий отказа. Когда ребенок не может предугадать, что он получит дома — поддержку или порицание, — он испытывает огромный стресс каждый раз, когда сталкивается с ошибкой. Все это вызывает повышенную тревожность и, как следствие, боязнь проявлять инициативу и принимать решения.

Из-за страха ребенок становится чрезмерно тревожным, что выражается в повышенной тревожности, ранимости, эмоциональности и мнительности.

Случай из практики психолога

Родители 8-летнего Андрея серьезно обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше он был активным и любознательным мальчиком, но с тех пор, как он пошел в школу, в нем что-то резко изменилось. Педагоги в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребенка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбивают всякое желание учиться.

Однажды в школе Андрея проводился конкурс на лучшую поделку оригами. В этом его сильная сторона, он умеет делать такие сложные поделки, которые не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали поощрять его участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей участвовать не решился. Предвидя, что нерешительность станет для Андрея большой проблемой в будущем, родители отвели его на консультацию к психологу.

Признаки ателофобии

Ателофобия имеет несколько физических проявлений: учащенное сердцебиение, учащенное дыхание и головные боли. Это реакция нервной системы на триггеры, с которыми мы сталкиваемся. Психические признаки ателофобии включают:

Постоянное самоосуждение

Люди с ателофобией слишком критичны к себе. Они ожидают от себя большего, чем от других. Ваш собственный внутренний голос резче, чем ваши злейшие критики, и это относится ко всем аспектам жизни. Они ругают себя за ошибки или несоответствия собственным идеалам.

Зацикленность на ошибках

Реакция на ошибки — одна из характеристик ателофобии. Люди, затронутые им, продолжают прокручивать в голове собственные ошибки и не могут отпустить их. Они сохраняют память об ошибках на долгие годы. Они также слишком беспокоятся о том, что могут сделать новички, даже если вероятность этого очень мала.

Желание избежать дел, которые могут привести к ошибкам

совершать ошибки и не хотеть повторять негативный опыт, извлекая из него урок, – норма для каждого из нас. Но, в отличие от ателофобов, мы продолжаем пытаться делать то, что у нас не получается. Они прекращают деятельность и хотят избежать ее из-за травматического опыта. Но чем дольше продолжается это поведение избегания, тем сильнее страх.

Симптоматика

Стоит еще раз вспомнить, что при тревожно-фобическом расстройстве симптомы появляются при попадании в ситуацию или столкновении с объектом страха и даже при мысли о них.

Наиболее частым проявлением является паническая атака. Тревога быстро накатывает на человека, его охватывает страх смерти, он чувствует физическое бедствие, боится сойти с ума, полностью теряет контроль над собой. Давление повышается, сердце бьется быстро, воздуха не хватает, невыносимое давление и боль в груди. Пота много, мышцы становятся слабыми, кружится голова, расшатывается походка, теряется равновесие, расстраивается желудок, хочется в туалет. Все это занимает несколько минут.

Другие симптомы схожи с проявлениями синдрома Да Коста (другое название — кардиофобия), для которого характерны приступы, сходные с серьезными заболеваниями сердца и сосудов. Индивид испытывает, как говорится, животный страх, сопровождающийся интенсивными вегетативными проявлениями. Сбивается ритм сердца, скачет артериальное давление, нарушается дыхание, болит грудь.

Невротическое расстройство также проявляет симптомы генерализованного тревожного расстройства. Больной испытывает непонятное беспокойство, не связанное ни с какими обстоятельствами. Он постоянно напряжен, не может расслабиться, чего-то боится. Ему трудно заснуть, а если это удается, то сон беспокойный, с кошмарами и частыми пробуждениями, где тревога становится просто невыносимой.

Иррациональный страх и сопутствующие ему реакции вегетативной системы заставляют человека начинать избегать мест, где у него может быть приступ. Даже в сопровождении кого-то он не может позволить себе туда поехать. Чтобы не попасть в такое место, индивид вырабатывает особую стратегию: делает обход, не пользуется общественным транспортом, лифтами, ведет уединенный образ жизни, если боится толпы, или, наоборот, стремится в ней находиться если он боится одиночества.

Больной сознательно сужает круг общения, не хочет находиться в обществе, не умеет ставить цели и достигать их. Он не может сосредоточиться из-за неприятных внутренних тревожных переживаний, не может логически и ясно мыслить, у него подводит память.

В результате: проблемы на работе, страдает личная жизнь, ее качество, карьера и т.д. И чем дольше, тем хуже. Поэтому тревожно-фобические расстройства необходимо лечить незамедлительно, обращаясь к специалистам. В Москве их можно найти в Городском психоэндокринологическом центре (МГПЭЦ).

Не теряйте времени и идите к врачу, если:

  • упомянутые симптомы тяжелые и неконтролируемые;
  • тревожность не исчезает надолго, даже если стрессовая ситуация осталась далеко позади;
  • страх не находит причины;
  • страх, тревога сопровождаются негативными соматическими симптомами;
  • тревожность и физические проявления негативно сказываются на личной и общественной жизни.

Когда за кажущимся страхом разочаровать скрывается другое

Все может обострить естественный страх, возникающий у людей с анальным вектором, — боязнь смущения. Такой страх может значительно снизить способность радоваться жизни, ведь при каждом действии человек будет бояться совершить ошибку, оплошность, над которой, как он полагает, все будут смеяться.

Боязнь смущения на самом деле нормальна для человека с анальным вектором как стимул делать все качественно и без ошибок. Но бывает, что этот страх мешает человеку жить нормальной жизнью. Проблемы начинаются в детстве, когда ребенок теряет чувство защищенности и защищенности, которое ему дают родители.

Поскольку наиболее чувствительной зоной анального переносчика является кишечник, он первым реагирует на стресс, пережимая прямую кишку. Это становится нормальной реакцией на любой стресс в дальнейшем, но когда ожидается стрессовая ситуация (для ребенка это может быть зачет или экзамен), наоборот, происходит расслабление, то есть понос.

Страх смущения — это не что иное, как боязнь потерять контроль над своей чувствительной зоной, которая проецируется на многие жизненные ситуации: публичные выступления, общение с новыми людьми, общение с противоположным полом. И человек может ошибочно объяснить это страхом не оправдать чужих ожиданий.

Особенности сверхэмоциональных людей

Страх не оправдать чужих ожиданий многократно возрастает, когда в психике помимо анального присутствует еще и зрительный вектор в состоянии страха. От природы такие люди обладают очень высокой эмоциональностью. Страх — это коренная эмоция, с которой рождаются все, у кого есть зрительный вектор. При нормальном развитии этот страх трансформируется в чувства сопереживания и любви. Когда человек научился состраданию и любви, реализует свой потенциал в обществе, тогда он не испытывает страха.

Но когда ребенок с анально-зрительным пучком векторов постоянно критикуется, не получает достаточной похвалы, он теряет чувство защищенности и безопасности, и в результате его зрительный вектор остается в страхе, человек постоянно боится самого себя.

комплекс хорошего мальчика

Огромная эмоциональная амплитуда, направленная на себя, и богатое воображение усиливают плохие состояния, существующие в анальном векторе. Главная ценность людей со зрительным вектором — любовь. Именно любовь и нежелание служат для него критериями, по которым он воспринимает действительность и отношения с людьми.

А если такой человек недостаточно критикуется, проявляет агрессию, чувствует себя нелюбимым и пытается угодить другим, чтобы чувствовать себя не только хорошим, но и любимым. Это может привести к тому, что у него навсегда останется страх перед критикой и чужим мнением. Любые негативные отзывы о себе он будет воспринимать как нечто, что его не любят, и это усилит его страх. А чтобы избежать негативных переживаний, постарается угодить окружающим.

Страх не оправдать ожидания другого (синдром ожидания сексуальной неудачи)

На прием пришла молодая пара. Они жаловались на непонимание, конфликты, неудовлетворенность сексом.

Оказалось, что каждый из партнеров ориентирован на идеальный образ другого, который живет в его голове. Он чаще мысленно общается с виртуальной копией партнера, чем с самим собой, отвечая за него на вопросы так, как он себе это представляет. Женщине хотелось большей стимуляции клитора и ей не нравился вкус спермы при оральном сексе, но она боялась об этом сказать, чтобы не обидеть мужчину. Мужчина стремился обеспечить «динамику», и не очень чувствовал то, что хотел.

Не бойтесь быть «неприятным» другим, только так вы станете собой.

Комплекс хорошего мальчика

Отдельно стоит сказать несколько слов о комплексе хорошего мальчика, который может возникнуть у обладателей анально-зрительного пучка векторов.

Бывает, что анально-зрительного ребенка, наоборот, чрезмерно хвалят, причем за все подряд. Не за какие-то достижения и старания, а за каждую мелочь. Например, из школы он принес четверку вместо пятерки, но мама хвалит его так, будто это пятерка.

Может быть и так, что мать хвалит сына только за те поступки и поступки, которые ей как-то выгодны. Например, ей нужно, чтобы ребенок куда-то пошел, научился чему-то для нее или вел себя определенным образом, и она манипулирует похвалой: «Ты будешь хорошим, просто делая это и делая это». Причем речь идет не о каких-то общих ориентирах правильности, а о вещах, которые сама мама считает полезными для себя.

Если психика ребенка с анальным вектором формируется под влиянием манипуляции похвалой, он вырастает с устойчивой зависимостью от нее. То есть эндорфины в мозгу выделяются только тогда, когда человека хвалят, и неважно за что. И тогда он будет делать все, чего хотят или ожидают окружающие, будет стремиться быть хорошим для всех подряд, чтобы получить свою «дозу» похвалы. Таким образом вы лишаете себя полноценной жизни и отбрасываете свои желания на второй план.

Он не будет стремиться быть лучшим в профессии, например, просто постарается всем угодить, а они, в свою очередь, будут этим пользоваться. Кроме того, комплекс хорошего парня лишает человека умения говорить «нет». Даже там, где это необходимо. Это может создать много проблем в его жизни.

Страх перед сексом — страх несоответствия социальным стереотипам

Интернет и популярная культура предлагают бесчисленное множество стереотипов, не имеющих ничего общего с реальностью:

  • «Секс должен длиться тридцать минут — ни больше, ни меньше»
  • «Мое тело должно быть 90-60-90, чтобы быть привлекательным»
  • «много сексуальных партнеров — залог собственной привлекательности»

В недавнем фильме «Я худею» молодой человек разрывает отношения из-за внешности девушки, находит «идеал сексуальности», но в итоге теряет любовь. И героиня через работу с телом приходит к своему истинному я, к чувствам, которые таились в глубине. Она идет навстречу своим страхам и, наконец, становится самой собой, свободной от чужого мнения.

180402-самооценка-s.jpg

Как повысить уверенность в себе

Встроенные шаблоны поведения

К числу факторов, которые мы часто игнорируем, относятся личный опыт и потребности человека, от которого мы чего-то ожидаем.

История из медицинской практики:

Ко мне приходит женщина с сыном. Она разведена, и было 2 неудачных попытки снова выйти замуж. Отношения с первым супругом — отцом ребенка — были холодными, натянутыми. Просьба женщины: «Я хочу, чтобы мой сын любил меня, проявлял ласку и внимание. А он идет гулять и не обращает на меня внимания, как на мебель».

Перед тем, как обратиться к психотерапевту, женщина не задумывалась, откуда у ее сына могли появиться представления о том, как проявлять любовь и заботу о своих близких? Он вырос в семье, где не было тепла, близости, любящего отношения друг к другу со стороны самых важных для ребенка людей — родителей.

У него просто не было тех здоровых моделей поведения, которых сейчас требует от себя его мать.

Это обычная проблема для детей из неблагополучных семей, и в процессе психотерапии им приходится записывать новые модели мышления и поведения.

Например, чрезвычайно важна в воспитании безусловная любовь — когда ребенка любят не за что-либо, а просто за то, что он есть. В неблагополучных семьях любовь надо «заслужить»:

Я буду любить тебя, если ты будешь есть суп/получать хорошие оценки/освоишь выбранную мной профессию.

Такой подход не только разрушает самооценку, но и приучает детей — будущих родителей — к такому же отношению к своим близким и окружающим, формируя у них привычку томительных ожиданий.

О том, как у нас формируется заниженная самооценка, мы писали здесь.

Как помочь организму пережить стресс

Чтобы справиться с психологической тревогой перед экзаменом, нужно быть готовым к сложным изменениям образа жизни:

  • Отучите себя от самобичевания. Чтобы настроить себя на успех и перестать тратить эмоциональные ресурсы на непродуктивные переживания, вы должны усилием воли защищаться от негативных мыслей. Перестаньте произносить вслух фразы типа «Я не хочу ничего продавать» или «Я ничего не знаю». Постарайтесь избегать подобных дискуссий с друзьями или направьте разговор об экзамене в положительное русло.
  • Следуйте рутине. При интенсивной умственной работе крайне важно спать полноценные восемь-девять часов в сутки, а работать днем, при свете дня. Гормон сна – мелатонин – вырабатывается ночью, поэтому такой сон будет более качественным.
  • Временная диета. Изменения в питании влияют на работу мозга. Постарайтесь уменьшить потребление сахара и быстрых углеводов в школьные часы: эти продукты расслабляют тело, что нарушает концентрацию внимания. Чтобы заставить организм работать, нужно помогать ему качественной пищей. Питание должно быть насыщенным, включать все необходимые микроэлементы и максимально доступные витамины. Сладости для этих целей можно заменить фруктами и орехами, а выпечку – богатым клетчаткой зерновым хлебом.
  • Умеренная и регулярная физическая активность. Спорт помогает снять накопившееся напряжение и получить больше энергии для работы в течение дня. Не обязательно заниматься интенсивными силовыми тренировками, иногда будет достаточно вечерней прогулки в быстром темпе или утренней йоги.
  • Необычный совет психологов — больше обниматься в период эмоционального напряжения. Это не только приятно, но и влияет на психику человека на физиологическом уровне: во время объятий вырабатывается гормон окситоцин, снижающий тревожность и помогающий успокоиться.

Природа страха

Нет смысла бороться со своим страхом. Нужно просто разобраться с причиной фобии, а затем научиться ее преодолевать. Страх совершить ошибку – это прежде всего неуверенность в себе. Человек боится выглядеть смешным в глазах окружающих, он не в полной мере чувствует свою силу. Оказывается, такой страх — всего лишь иллюзия, которую легко разрушить с помощью рациональных доводов.

Страх что-то сделать не так просто побороть.

Есть несколько эффективных способов, которые помогут в борьбе с фобией

Все люди делают ошибки. Вам просто нужно понимать, что на этом пути могут быть взлеты и падения. Без него невозможно представить жизнь. Не следует избегать неправильных действий, иногда они приводят к положительному результату в стратегии. Бывает, что ошибки делают намеренно, чтобы набраться опыта, пройти его как можно быстрее

Иногда бывают определенные обстоятельства, на которые человек не может повлиять, важно просто пройти через них и сделать выводы.

Идеальных людей не бывает, идеалами не рождаются. Даже самые уверенные в себе люди могут ошибаться, это нормально и естественно.

Ошибки – это опыт, который ведет человека вперед

Плохой опыт может быть гораздо более полезным, чем самые положительные моменты в жизни

Благодаря ошибкам личность учится осторожности, постоянно взвешивает каждый шаг, учится принимать поражение.

Предупрежден — значит вооружен. Нет неправильных действий, есть только непродуманные действия

вам предстоит подготовиться к самому худшему развитию событий, но в то же время настроить себя на позитив.

Если человек постоянно ошибается, в какой-то момент это входит в привычку и воспринимается сознанием как нормальное явление.

Неудача стимулирует рост. Любое действие способствует развитию

Не обращайте внимания на тех, кто постоянно указывает на недостатки или смеется над неправильными поступками. Уверенные люди воспринимают неудачу как естественный процесс.

Страх сделать что-то не так не смертелен. Вы можете легко преодолеть такую ​​фобию

Важно постоянно работать над собой, осознавать иллюзорность страха, как можно легче принимать неудачи и потери.

Читайте также: Что такое вдохновение и для чего оно нужно человеку

Как проявляется страх неудачи?

Страх неудачи может проявляться по-разному. Например, в чрезмерном напряжении, которое просто выматывает ребенка, и он физически не в состоянии раскрыться на финальном выступлении. Или, наоборот, небрежно относится к тренировкам, потому что переживает, что усилия все равно не приведут к победе. Для таких детей очень важна правильная поддержка близких, а для потерявших мотивацию работа с психологом. По запросу детского психолога в Кривом Роге легко найти специалистов, которые работают именно с этой категорией детей.

Беседы со специалистом помогают выявить корень страха, который может заключаться не только в боязни потерять себя, но и в страхе:

  • обесчестить себя;
  • неспособность оправдать ожидания других;
  • потерянное время;
  • привести команду;
  • потерять уважение;
  • сделать ошибку.

Простое знание первопричины может эффективно справиться со страхом неудачи.

Додумывание и ожидание ответственности

Другой характерной чертой нереалистичных ожиданий является обдумывание и перекладывание ответственности.

Например:

Мой брат сказал: «Было бы неплохо поехать в деревню». Я согласен. И я думаю — это будет в следующие выходные, брат подготовит дачу, устроит шашлык… Но сейчас суббота — и ничего не происходит. Мой брат отменил планы, а я уже запланировал отпуск. Выражаю гнев и претензии, спорим.

Человек не уточнил точную дату и нюансы поездки, он сформировал предположения на основе неосторожного предложения. А когда ожидания не оправдались, переложил всю ответственность на брата.

Причины возникновения макрофобии

причины этого страха могут быть связаны с различными факторами. Основные причины макрофобии перечислены ниже:

  • генетический фактор, биологические причины, факторы внешней среды;
  • психологическая травма, пережитая в детстве или в зрелом возрасте;
  • негативный опыт, связанный с ожиданием (скорее всего, человек столкнулся с различными неприятными ситуациями, долго чего-то или кого-то ожидая);
  • боязнь большого скопления людей;
  • склонен к раздражению.

Как перестать бояться сделать ошибку? Как побороть страх неудачи и свою неуверенность?

Как перестать бояться неудач? Люди, задающиеся таким вопросом, воображают, что в случае каких-либо их ошибок, ошибок, неправильных поступков, они начнут показывать пальцем, смеяться, обзывать, считая их неудачниками и лохами. А то сидят и ничего не делают.

Они предпочитают не действовать, чтобы не совершить ошибку, и забывают, что ничегонеделание часто является очень серьезной ошибкой, которая приводит к гораздо более фатальным последствиям, чем когда ты действуешь. Вы делаете ошибку, исправляете ошибку, действуете снова и наконец получаете желаемый результат.

Для таких людей у ​​меня есть интересная психологическая методика. Вы должны представить, что эта ваша жизнь — всего лишь компьютерная игра, где каждая ситуация, каждая трудность, каждая проблема, каждый конфликт — как очередная миссия, решив которую, вы получите +2 к силе, +3 к магии, получите артефакт или сокровище. Каждый раз, когда вам нужно преодолеть эту миссию, разберитесь — стать сильнее. И тогда вам становится легче совершать ошибки, зная, что это всего лишь игра, и правила этой игры таковы, что вы должны пробовать так, пробовать так и пробовать еще.

И другие. Подумайте о маленьком ребенке, который только учится ходить. Сколько раз он ошибается, сколько раз падает на задницу, сколько раз неправильно балансирует, сколько раз можно ему сказать: «Да как ты встал, а как ты двигаешь ногами , да как же ты упала, такая глупая!» Вы же не говорите это маленькому ребенку, не так ли? Вы точно знаете, что чем больше попыток делает ребенок, т.е чем больше ребенок делает ошибок, тем быстрее он учится.

То же самое применимо во всех областях. Если вы чего-то не знаете, вы обязательно сделаете ошибку. И чем быстрее вы сделаете все необходимые ошибки, тем быстрее вы научитесь. Обучение работает именно так. Никогда не бывает так, чтобы человек, который толком ничего не умеет, с первого раза все сделал идеально. Он обязательно будет делать ошибки в процессе обучения. Например, так я говорю своим детям, что чем больше ошибок и как можно быстрее вы сможете сделать, научиться чему-то новому, тем быстрее вы научитесь делать это правильно.

Откуда берется этот страх совершить ошибку? Вы понимаете, в основном со школы, когда нас за каждую ошибку ругали, подчеркивали красным, ставили вторыми, наказывали, высмеивали. Тогда как в нормальных западных школах ребенку не показывают, где он ошибся, а показывают, что он сделал правильно

лучшая буква в тетради обведена зеленым, и ребенок замечает правильно написанную букву, старается правильно писать буквы и очень быстро делает успехи

Попробуйте сделать то же самое в следующий раз — отметьте, что вы уже сделали немного лучше, чем в прошлый раз, похвалите, подбодрите и поддержите себя и повторите лучший вариант. Попробуйте сделать это снова, и снова, и снова. И таким образом вы начнете делать гораздо меньше ошибок и учиться намного быстрее.

Страх пробовать новое

В парах со стажем секс становится реже, чувства притупляются. Присмотритесь — все ли вы знаете о своем партнере? Важно экспериментировать, фантазировать и реализовывать. Пары, которые вместе переживают новый опыт (путешествуют, знакомятся с новыми людьми, занимаются творчеством), более удовлетворены совместной жизнью.

180423-тест-пара-s.jpg

Как справляться с нереалистичными ожиданиями?

Прежде всего нужно научиться видеть — что реально, а что нет. В этом помогут 3 простых постулата:

Один человек не может сделать всё за меня

Нельзя перекладывать всю ответственность за свою жизнь и планы на одного человека, каким бы близким он ни был. Вы должны быть главным героем в своей реальности и действовать — говорить о своих потребностях, просить о помощи, если она вам нужна.

Люди не обязаны становиться удобными для меня и меняться ради меня

У других людей есть свои потребности, планы и цели. Они не должны жертвовать ими ради вашего личного комфорта. Но вы можете быть честными и открытыми в своих желаниях, чтобы дать любимому человеку возможность исправить свое поведение, если он того пожелает.

Люди не могут быть похожи на меня

Каждый из нас также имеет свой личный жизненный опыт и сформированные модели мышления и поведения. Люди вокруг вас не могут читать ваши мысли и не могут вести себя так, как вы поступили бы на их месте.

Источник: Яндекс-изображения Источник: Яндекс-изображения

Как работать со страхом критики?

Задача №1 — перестать стыдиться себя и начать работать над внутренней уязвимостью. Для этого вам нужно вернуться в прошлое, чтобы найти слова и ситуации, которые вызвали вашу нынешнюю неуверенность. Что ваши родители говорили и делали по отношению к вам, что вы считаете себя хуже других, не верите в собственную ценность, пытаетесь заслужить любовь окружающих своей «добротой»? Вас постоянно сравнивали с другими, унижали, критиковали?

Запишите любые оскорбительные замечания на листе бумаги и попытайтесь оспорить их. Например, вас все детство называли «дураком», но вы выросли, защитили несколько дипломов, стали профессионалом своего дела, зарабатывали приличные деньги, значит, ваши родители были не правы. Может быть, они завидовали вашему интеллекту или боялись, что вы зазнаетесь? Пора разобраться с прошлым, посмотреть на него глазами взрослого и мудрого человека. Имели ли ваши предки право так обращаться с вами, или они поступили безрассудно?

Для закрепления эффекта примите пять инструкций, которые изменят вашу философию и помогут достичь внутренней независимости.

  1. Избегайте обобщений. Нельзя по случайному падению судить, что ты всегда все делаешь не так. Или добавление к небольшой ошибке апокалиптических пропорций. Научитесь переключаться на свои сильные стороны, помните о своих сильных сторонах.
  2. Воспринимайте ошибки как уроки, которые делают вас лучше, добавляют вам опыта и глубины. Люди не идеальны, мы не можем быть правы во всем. В ошибках нет ничего постыдного, они делают нас уникальными и помогают расти.
  3. Фильтруйте чужую критику, в конце концов, мы все судим друг друга по разным критериям, споры и неудовлетворенность — часть жизни. То, что не нравится одному, для другого является вершиной совершенства. Поэтому, даже когда мы получаем отказ, всегда найдутся люди, которые нас полюбят.
  4. Не преувеличивайте важность других людей бесцельно: если вы не вписываетесь в их картину мира, это не делает вас плохим и не дает другим право судить вас. Чужое мышление — тьма. Оно может быть иррациональным, основанным на заблуждениях и личных драмах. Вы другой человек и имеете право на свою точку зрения и образ жизни.
  5. Перестаньте привязывать свою ценность к мнению других людей. Знай, что критика имеет власть над тобой ровно настолько, насколько ты сам к ней ведешься, и соглашайся с обвинениями других. Кто-то выливает на вас горы грязи? Проходит. Цените себя больше, чем шум чужих мнений.

Какое поведение родителей усугубляет проблему?

Вот несколько вопросов, которые вы должны задать себе:

  1. Наши требования слишком высоки? Никогда не забывайте, что даже очень ответственный ребенок — это всего лишь ребенок. Не ждите от него большего, чем он может сделать. Важным критерием здесь может быть желание и инициатива самого ребенка. Если вам удается мотивировать дочь или сына на достижение, есть проявление интереса и желание добиться цели, то все в порядке. Но если есть активное или пассивное сопротивление, пора задуматься, что может быть причиной. Планка установлена ​​слишком высоко? Помните: дети, находящиеся в заложниках завышенных ожиданий, очень несчастливы.
  2. Достаточно ли мы поддерживаем нашего ребенка? Ключевое слово «достаточно». Дело в том, что чрезмерная поддержка сама по себе может привести к нерешительности. Вы наверняка встречали детей, которые и шагу не сделают без слова родителей? Важно поддерживать, но приучать ребенка к самостоятельности и самостоятельности. Это важные условия для роста человека.
  3. Как и почему мы осуждаем его? Ребенок должен точно понимать: родители осуждают не его, а его неправильные поступки. И даже если он действительно виновен, нет причин слишком резко его ругать. Успех образования заключается в обучении, в постоянном диалоге. Совершенно недопустимо осуждать ребенка за его случайные ошибки, высмеивать ошибки и всем о них рассказывать.

Здесь многое зависит от родителей. Важно научить сына или дочь видеть свои успехи, верить в свои силы и не обращать внимания на ошибки. Нужно показать, что даже в неудаче есть что-то полезное и ценное, что сделало его лучше и чему-то научило.

Когда ребенок поймет, что промах – это не конец света, ему будет легче решиться на что-то более сложное. Рассмотрим две ситуации.

Любая неудача должна быть поводом для совместного обсуждения. Важно, чтобы ребенок получил достаточную похвалу за приложенные усилия. Помогите ему увидеть позитив в том, что произошло. Даже если в диктанте 5 ошибок, а раньше было 7, это можно считать улучшением результатов и прогрессом

— Вы довольны конечным результатом? — вопрос, от которого нет желания защищаться, и который может стать отправной точкой в ​​беседе с детьми. «Что ты сделал хорошо?» — Еще один вопрос, который поможет ребенку осознать, что даже в неудаче есть что-то, что может превратить ее в маленькую победу. Все это мини-шаги на пути к уверенности в себе, а значит, к готовности действовать, проявлять инициативу и решительность. Научите ребенка думать обо всем в позитивном ключе, и страх постепенно пройдет. Как в этой ситуации может помочь детский психолог?

Продолжение истории

Выяснилось, что Андрей очень боится появляться на публике. Дома или среди друзей он чувствует себя намного свободнее, чем в школе. Оказалось, что он очень боялся насмешек одноклассников. Однажды в школе, отвечая на уроке, он ответил что-то не то, чем рассмешил весь класс. Одноклассники долго над этим смеялись. Вроде ничего страшного, но Андрея эта ситуация очень задела. Он был уверен, что они смеются над ним, а не над его ответом. Каждый раз, когда Андрюшка вспоминал об этом положении, ему становилось стыдно и неловко. Он даже не сказал об этом родителям, ожидая, что они тоже посмеются.

Родители Андрея требовательны. Они хотят, чтобы их сын был лучшим во всем. Неудивительно, что он не сказал им о «горе». Тем не менее долгий и упорный труд дал свои плоды: Андрей смог побороть свои страхи, научился правильно реагировать на насмешки и не бояться ошибок. Сейчас он один из лучших в школе и недавно даже выиграл очередной конкурс оригами.

Методы лечения макрофобии

Любой страх, испытываемый на постоянной основе, можно лечить с помощью различных клинических стратегий. Избавляться от проявлений страха ожидания необходимо вместе с психологом. Лечебные методики помогут постепенно избавиться от фобии и обрести состояние гармонии с окружающим миром. Специалист проведет тематические беседы, определит изначальную причину проблемы и только потом попытается найти пути решения. Как уже говорилось ранее, в некоторых случаях страх заложен в человеке на генетическом уровне. Поэтому нескольких часов работы с психологом здесь недостаточно.

Основные методы лечения макрофобии:

  1. Психоанализ, психоаналитическая терапия.
  2. самопомощь (постарайтесь сами изменить свое отношение к той или иной ситуации, настроить себя на позитив, развить в себе терпение, так как в жизни часто приходится ждать);
  3. когнитивно-поведенческая психотерапия (позволяет избавиться от бессознательных деструктивных установок, мешающих жить полноценной жизнью, помогает изменить собственное отношение к объекту страха);
  4. медитация, стратегии релаксации, способствующие быстрому выздоровлению, направлены на уменьшение чувства беспокойства, связанного с раздражителем, который их вызывает.

Подготовка

Вы можете свести к минимуму свой страх перед экзаменами, если построите свою подготовку так, чтобы быть более уверенным, когда придет время проверить свои знания.

Для этого вам нужно:

  • заниматься не только в классе (в школе, с репетитором), но и дома самостоятельно. Важно регулярно выполнять всю домашнюю работу;
  • составить план тренировок. Выпишите все предметы, которые вам нужно освоить, и разделите их на количество дней, оставшихся до экзамена. Вы можете сделать то же самое с упражнениями и тестами;
  • определить свои собственные промежуточные сроки. Это поможет сделать подготовку более сбалансированной и лучше запомнить материал;
  • следить за временем. При выполнении экзаменационных работ дома привыкайте к ограничениям по времени. Особенно удобно это делать с таймером. Помните, что на экзамене важнее успеть выполнить все задания, чем выполнить некоторые из них на отлично.
Оцените статью
Блог про туалетную комнату