- Что такое логическое мышление и из чего оно состоит
- Виды логического мышления
- Почему важно определять связи между ментальными моделями?
- Поведение
- Главные правила логики
- 1. Условно-категорические умозаключения
- На первый взгляд может показаться, что это рассуждение не противоречит никакой логике, однако это не так.
- 2. Сведение к абсурду и рассуждение «от противного»
- Будем считать, что вы допрашиваете подозреваемого в убийстве человека. Преступление было совершено при помощи пистолета, который был найден в квартире у подозреваемого.
- Для чего нужно развивать и применение в жизни
- Аристотель “Научитесь усваивать мысль, не принимая ее за истину”
- Чем занимается логика как наука
- Марк Цукерберг “Занимайтесь спортом”
- Тесты
- Как научиться думать, прежде чем говорить
- Три уровня мышления
- Уровень 1
- Уровень 2
- Уровень 3
- Это передовой уровень мышления.
- 3. Отношение к трудностям
- Области и сферы использования логики
- 5. Отношение к чужому успеху
- 5 полезных советов, как развить логику
- 5. Журналисты скептичны и любознательны
- Логические мыслительные процессы
- Как развивать логическое мышление
- Советы психолога
- Вспомните детство
- Тренируйте речь
- Играйте в настольные игры
- Головоломки, кроссворды
- Принимайте участие в спорах
- Игры
- Упражнения
- Задачи, загадки
- Тренажеры
- Книги
Что такое логическое мышление и из чего оно состоит
Начнем с определения этого сложного психологического понятия.
Логическое мышление – это такой мыслительный процесс, при котором человек использует рассуждения, понятия и построения, их можно доказать и сделать из них выводы.
То есть не просто сказать «сегодня будет дождь», а доказать и сделать вывод «на небе западные дождевые тучи, ветер усиливается, через несколько часов пойдет дождь”.
О чем вы подумали в первую очередь, когда услышали «логическое мышление»? У меня был образ любимого человека (а он логик с ног до головы!), который умным взглядом что-то доказывает, задает вопросы и быстро решает проблемы. На некоторых из них были картинки с заданиями на логику. И еще определенная группа людей придумала выражение «логика и логика, творчество — наше все”.
Но этот тип мышления очень многогранен и включает в себя не только образы, но и сложные мыслительные процессы. Способность к логическому мышлению состоит из следующих основ:
- уметь рассуждать, то есть иметь хотя бы представление о теории логики;
- умение оперировать такими формами мышления, как понятие, суждение, вывод;
- умение отстаивать свою точку зрения в соответствии с законами логики: если все ежи зеленые, а деревья ежи, то все деревья зеленые;
- умение эффективно и быстро решать логические задачи: как теоретические, педагогические, так и практические, из жизни.
Именно логическое мышление включает в себя такие важные операции, как классификация, понятие, доказательство, умозаключение, дедукция, вывод, опровержение, категоризация. Поэтому данный тип мышления чрезвычайно важен для таких профессий, как следователь, юрист, преподаватель точных наук и некоторых других.
Виды логического мышления
Логическое мышление имеет свои виды:
- Образно-логический – по-другому наглядно-образный. Подробнее об этом типе можно прочитать в статье Типы мышления. Но именно с логической точки зрения в воображении репрезентируется ситуация и там происходит процесс оперирования образами. Этот тип формируется в среднем у ребенка с 1,5-летнего возраста.
- Абстрактно-логический — мыслительный процесс, использующий абстрактные категории, нематериальный объект. Здесь используется вывод, суждение, термин.
- Словесно-логический – или словесно-логический. Помимо мысленных умозаключений здесь используются речевые конструкции. Это важно во время выступлений, написания текстов, дискуссий и т д. Насколько оно у вас развито, вы можете узнать, пройдя один из тестов мышления.
Почему важно определять связи между ментальными моделями?
В школе мы делим наши знания на разные категории – биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире все должно быть наоборот.
Величайшие умы человечества редко мыслят категориями. Они не смотрят на жизнь через призму одного объекта.
Очень важно не только усвоить новые ментальные модели, но и понять, как они связаны. Творчество и инновации часто возникают на пересечении идей. Выявив связи между различными ментальными моделями, можно найти решения, которые многие упустили или упустили из виду.
Поведение
Я много экспериментировала с разными техниками, управлением задачами, собой и сотрудниками, планированием и постановкой целей. И либо я еще тупой, либо инструменты не подходят к моему мышлению, но они работают для других, но не для меня.
Я ничего не придумал. В качестве инструмента для самоорганизации использую только блокнот с зарисовками и сумбурными записями, да закладки в телеграм. В агентстве у нас более-менее работала Асана, да и то без жесткой привязки ко времени. Задачи все еще были растянуты, независимо от того, что нужно было сказать.
К 30 годам меня одолевают печаль и отчаяние. Я не отказываюсь от деятельности, но в глубине души есть некоторая неудовлетворенность результатом и негативная оценка пройденного пути. Кажется, я не там, где хотел бы быть, хотя много сделал и добился. Пожалуй, это можно назвать списанием.
Жгучий темп замедляется без отдыха. Невозможно жечь, как прежде, и рвать и сидеть ночью. Состояние рефлексии приходит само собой — как будто ты бежишь и натыкаешься на стену. И ничего не остается делать. Остановки или низкое состояние ресурсов. Мне больно внутри.
Я начинаю смотреть на людей. В принципе, он всегда так делал, старался учиться и подражать более сильным родственникам. Но сейчас я сделал это спокойно, не бегая. Он задавал конкретные вопросы: Как вы проводите свои дни? Как вы отдыхаете? Как вы заботитесь о своем здоровье?
И тут до меня доходит, что я слишком сильно нажимаю на газ. Это как водить машину: не всегда нужно жать на газ, иногда приходится тормозить, чтобы не улететь в кювет. Да и ехать быстро не надо, можно любоваться пейзажами, и вообще остановиться и посидеть на обочине, любуясь закатом.
Главные правила логики
Самое главное — осознать, что есть два основных типа рассуждений: одни из них самые надежные, а другие — не очень. Первые называются дедуктивными рассуждениями, вторые — правдоподобными. Парадоксально, но обычные люди почему-то предпочитают использовать правдоподобные, а не дедуктивные рассуждения.
Есть ряд дедуктивных рассуждений, которые просто необходимо изучить.
1. Условно-категорические умозаключения
К условно-категоричному типу рассуждений относятся два правильных: modus ponens и modus tollens.
Модус поненс. Это рассуждение имеет следующую структуру:
«если А, то Б»;
«А» означает «Б».
Логиков интересует сама структура этих рассуждений, но в действительности они не всегда предстают перед нами в таком обличии и могут принимать разные языковые и риторические формы. На человеческом языке это может выглядеть так:
«Если сборная России выиграет у Испании, я сделаю татуировку»;
«Сборная России выиграла у Испании» означает «я собираюсь сделать татуировку».
Модус толленс. Это обсуждение выглядит так:
«если А, то Б»;
«не-B» означает «не-A».
Переведем еще раз:
«Если сборная России выиграет у Испании, я сделаю татуировку»,
«Я не сделал татуировку» означает «российская команда не выиграла у Испании».
Это также может выглядеть несколько иначе: «если А, то Б» означает «если не-В, то не-А». В такой форме это называется «противопоставление».
Например, на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в ходе панельной дискуссии Алексей Кудрин использовал вышеупомянутый modus tollens, чтобы продемонстрировать, что антироссийские санкции являются одним из существенных факторов, влияющих на темпы экономического роста российской экономики, чтобы несмотря на то, что правительство ставит перед собой достаточно амбициозные цели по увеличению.
Кудрин отмечает: «Сейчас после последней волны санкций их влияние возросло примерно до 0,5% ВВП. Здесь мы также должны видеть, что наши задачи и планы снижаются из-за таких внешнеполитических рисков».
В рамках этого замечания можно реконструировать пресловутое «противопоставление», благодаря которому Кудрин пришел к такому мнению: если против России применяются экономические санкции, рост экономики снижается; Поэтому, если экономическая политика направлена на ускорение экономического роста, против России не должны применяться экономические санкции. И правильно сделал!
Очень часто многие из нас допускают ошибки и используют следующие неверные условно-категоричные рассуждения:
«если А, то Б»; Следовательно, «В» — это «А». И «если А, то Б»; «не-А», следовательно, «не-В».
Примером могут служить ошибочные рассуждения Алексея Венедиктова во время выпуска его программы «Особое мнение», где он дискутировал с Ксенией Собчак. В этом фрагменте Собчак рассказывает о том, какие реформы судебной системы она проведет в случае победы на президентских выборах. В ответ на это Венедиктов утверждает, что после этого выступления избиратели в лице «судей и членов их семей» голосовать за Собчак не будут.
Рассуждения Венедиктова можно реконструировать так: «если Ксения Собчак сделает привлекательные для избирателей предложения, то эти избиратели проголосуют за Собчак»; «Собчак не делает привлекательных для избирателей предложений», поэтому «эти избиратели за нее не проголосуют».
На первый взгляд может показаться, что это рассуждение не противоречит никакой логике, однако это не так.
Дело в том, что дедуктивные рассуждения обладают существенным свойством, делающим их весьма надежными: в них из истинных посылок обязательно следует верный вывод. Другими словами, для правильного дедуктивного рассуждения не бывает такой ситуации, когда посылки оказываются истинными, а вывод ложным. Для того типа рассуждений, который использует в данном случае Венедиктов, существует такая ситуация с истинными посылками и ложным выводом.
Чтобы подтвердить это, мы должны привести контрпример. Например, вот две посылки: «если сборная России выиграет у Хорватии, то я сделаю татуировку», «сборная России не выиграла у Хорватии» — из этих двух посылок вовсе не следует, что «я сделал татуировку не сделать», так как эту татуировку я мог сделать совсем по другим причинам: из гордости за ногу Акинфеева, из угрызений совести за его правую руку, чуть не выбившую один из пенальти, и т д. Собственно, обе посылки являются верными утверждениями, но вывод в данном случае оказывается ложным.
Многие могут усомниться в том, что уже упомянутые правильные рассуждения, modus ponens и modus tollens, выдержат такую проверку на вшивость. Что ж, попробуйте найти к ним контрпримеры (в логике есть более точные и практичные методы проверки правильности рассуждений, но, к сожалению, их нельзя рассматривать в рамках данной статьи).
2. Сведение к абсурду и рассуждение «от противного»
В логике есть и другие способы рассуждений: это так называемые косвенные рассуждения. Среди них есть две классные методики, они называются «доведение до абсурда» и «доказательство от противного» (по сути это одно и то же).
Доведение до абсурда. Мы хотим опровергнуть некое утверждение «А». Вооружившись техникой «абсурдной редукции», мы должны предположить, что утверждение «А» истинно, а затем попытаться использовать какое-либо рассуждение, чтобы продемонстрировать, что это предположение приводит к противоречию. Если нам удастся прийти к противоречию, то наше первое предположение было неверным. Таким образом, мы опровергаем утверждение «А».
Доказательство от противного. Он устроен несколько иначе: исходная цель не опровергнуть «А», а обосновать «А». Для достижения этой цели сначала предполагается, что «А» ложно, а затем все то же самое: выводится противоречие, позволяющее обосновать ложность исходного предположения.
Люди часто используют эти два метода рассуждений. Рассмотрим, например, метод «от противного».
Будем считать, что вы допрашиваете подозреваемого в убийстве человека. Преступление было совершено при помощи пистолета, который был найден в квартире у подозреваемого.
Последний, разумеется, отрицает свою причастность и понятия не имеет, кто был настоящим убийцей. Кроме того, он утверждает, что весь роковой день провел дома. Чтобы подкрепить свой аргумент в пользу вины подозреваемого, предположим, что пистолет на самом деле не его. Из этого предположения можно сделать вывод, что пистолет ему подложили. Но в этом случае подозреваемый должен знать убийцу или в какой-то момент в день убийства отсутствовать дома.
Оба эти варианта противоречат показаниям подозреваемого, поэтому ваше предположение о том, что пистолет ему не принадлежит, неверно. Следовательно, пистолет по-прежнему принадлежит подозреваемому.
Для чего нужно развивать и применение в жизни
Взрослому без логики вообще трудно жить в этом мире. Если эта структура мысли западает у дошкольника, школьника, то все понятно: «Дитя…» — хочется сказать и тяжело вздыхать. В то время как к взрослым предъявляются уже другие требования. И если на вопрос «Что ты делал?», ты отвечаешь «Вторник», то тут явно нестыковка.
Составляющие логического мышления мы с вами уже рассмотрели, без них в жизни обойтись сложно. Мы не сможем объединять понятия, классифицировать их и делать выводы из поведения людей или ситуаций, и будем наступать на те же грабли.
Помню, когда я сдавал контрольную по предмету «Логика», некоторые одноклассники сходили по 5 раз и не смогли сдать. И в их жизни прослеживалось это «наступление на грабли» — парень несколько раз унижался, другой бы ушел с первого раза, а эти упорствуют, к сессии вовремя не подготовились, другие уже давно прошли и отдыхают, и эти дуют. В чем проблема? Дело в том, что выводы не делались, не анализировались. Вот с логикой беда!
Другой пример: обратимся к нашим предкам. Логика позволяла людям избежать не только проблем, но даже спасти свою жизнь. Когда они увидели, как молния во время грозы бьет в дерево, развивается пожар, и пришли к выводу, что им угрожает опасность. Отсюда и пошла привычка прятаться под грозой. И просто неудобно, когда капли падают на воротник!
Мы пришли к выводу, что логическое мышление необходимо развивать и желательно делать это как можно быстрее, чтобы не испортить себе жизнь! И вам даже не нужно беспокоиться о поиске лучшего места для этого. Я уже подготовил для вас уникальную подборку курсов по развитию мышления, где вы найдете ответы на все вопросы.
Для овладения логикой нужно совмещать теорию и практику, используя упражнения для доведения логических компонентов до автоматизма, чтобы потом их можно было легко использовать в реальных ситуациях.
Аристотель “Научитесь усваивать мысль, не принимая ее за истину”
Другими словами, научитесь мыслить критически. В непрерывном потоке информации очень сложно отличить правду от лжи. Не принимайте все как должное. Особенно то, о чем у вас очень мало информации.
Помните, что многие люди пытаются манипулировать сознанием масс для достижения своих целей. Поэтому всегда проверяйте поступающую в голову информацию по следующим критериям:
- наличие конкретных фактов (даты, цифры, имена);
- атрибуция;
- объективность изложения (отсутствие оценок, переживаний, интерпретаций автора);
- репутация (мнение лиц и местных сообществ, пользующихся авторитетом в данной сфере).
Но даже соответствие информации всем вышеперечисленным критериям не гарантирует 100% правдивости. Поэтому выводы часто приходится делать наобум, опираясь на шестое чувство.
Чем занимается логика как наука
Логика изучает, какие рассуждения верны, а какие нет. Кроме того, он вырабатывает критерии правильного рассуждения, то есть может подсказать, как рассуждать. Почти все используемые нами аргументы давно классифицированы и изучены профессиональными логиками. Известны пределы применимости многих методов, изучена степень правдоподобия для разных типов рассуждений. Все это систематизировано, но большинство людей вообще не обладают этими знаниями.
Марк Цукерберг “Занимайтесь спортом”
Создатель Facebook занимается в тренажерном зале пять раз в неделю. Он признается, что спорт не только помогает ему оставаться в форме и чувствовать себя хорошо. Во время занятий Марка посещает множество интересных идей, достойных воплощения.
Последуйте его примеру, если вы еще этого не сделали. Во время занятий спортом улучшается кровообращение и выделяются гормоны, стимулирующие мозговую деятельность. Используйте спорт как препарат для развития мышления, если хотите быстрее добиться результата.
Тесты
Здесь я выделил 4 теста на логическое мышление, которые помогут вам увидеть, насколько оно у вас развито.
- Тест на логическое мышление — это онлайн-тест, который измеряет вашу способность логически мыслить. Здесь дано 12 выводов, и вы должны выбрать один из приведенных ответов. Результаты вы увидите в отдельном окне.
- Методика оценки логического мышления – это тест для взрослых, он оценивает, насколько у вас проявляется способность делать выводы, умозаключения и обобщения. Вам предстоит решить 18 задач и проверить свои результаты.
- Методика «Исключение понятий» — оценивает уровень развития мышления, умение обобщать, выделять те или иные черты. Вы должны выбрать правильный ответ. Результаты теста подробно описываются после его прохождения.
- Тест на логическое мышление — очень информативный тест, который показывает особенности вашего мышления. Здесь 30 вопросов, они очень веселые. Вы должны выбрать один из представленных ответов, который наиболее подчиняется законам логики.
Некоторые тесты IQ также предоставляют информацию о том, есть ли у вас проблемы с логическим мышлением.
Как научиться думать, прежде чем говорить
Любые слова должны быть подкреплены размышлениями. Избавиться от вредной привычки вступать в диалоги без заранее выбранного аргумента можно следующим образом:
- Наблюдения за собственным поведением. Анализ нестандартных ситуаций часто приводит к правильным выводам.
- Изучение списка событий, которые заставляют вас выйти из своей вербальной и когнитивной колеи.
- Направьте внимание на речь. Старайтесь слушать других, спокойно обдумывайте поступающую информацию.
Советы кажутся очень простыми, но им сложно следовать. Прийти к некой гармонии между выводами и фразами (или даже жестами) можно будет только после длительных тренировок.
Читайте также: Как научиться преодолевать стресс -20 лучших способов жить без стресса
Три уровня мышления
Оливер Уэнделл Холмс-младший: «Человеческий разум, расширенный новой идеей, никогда не возвращается к своим прежним размерам».
Уровень 1
Мыслители первого уровня наблюдают, но почти никогда не интерпретируют и не анализируют полученную информацию.
Такие люди принимают всю информацию за чистую монету. Говард Маркс в своей книге «О материи вещей» пишет, что мышление первого уровня поверхностно и упрощенно, и думать на этом уровне может практически каждый (а это не очень полезно в борьбе за первенство в какой-либо области). Все, что требуется от такого мыслителя, — составить мнение о перспективе. Например, «прогноз для компании благоприятный, значит акции будут расти». Мышление на втором уровне глубже, сложнее и запутаннее.
На первом уровне рассмотрение не выходит за рамки очевидных фактов. Обработка и анализ информации не применяются.
Большинство людей застревают на этом уровне: они воспринимают факты, статистику и информацию, но никогда не подвергают их сомнению, не задают вопросов и не пытаются анализировать то, что видят, читают или изучают.
Эти люди отчаянно ищут факты, подтверждающие их мировоззрение, и придерживаются их, не прибегая к метапознанию (то есть не размышляя над собственным мыслительным процессом).
Уровень 2
На этом уровне вы позволяете себе интерпретировать информацию, устанавливать связи, формировать мнения.
«Вы не можете соединить точки, глядя вперед. Вы можете сделать это, только оглядываясь назад. Так что все, что вам нужно сделать, это поверить, что точки каким-то образом соединятся в будущем». (Стив Джобс).
мышление на втором уровне требует больших усилий. Лицо, принимающее решение, начинает интерпретировать и анализировать фрагменты воспринятой информации, чтобы свести их воедино и понять общий смысл. Он ищет совпадения, контрасты, повторения, возможности для улучшения.
Второй уровень мышления используется большинством современных новаторов, которые улучшают предыдущие изобретения, а не занимаются трансформацией отрасли.
Приложения, которые работают быстрее и помогают нам в работе. Самолеты, летающие на более высоких скоростях на большие расстояния. Телефоны с лучшим качеством связи, хорошо спроектированные автомобили, которые меньше загрязняют окружающую среду. Смартфоны, на которые распространяется закон Мура (постоянное и значительное повышение производительности), также могут служить примером. Скорость соединения и качество процессоров улучшились, но серьезных прорывов в этой области не произошло.
Эти улучшения и усовершенствования помогают нам экономить время. Они улучшают существующие технологии, но не трансформируют их.
Мыслители второго уровня, как правило, синтезаторы. Они соединяют различные фрагменты информации, чтобы сформировать более крупные, согласованные модели.
Такие люди лучше перестраивают и перестраивают идеи, чтобы увидеть общую картину.
Они могут разложить идею на составляющие, определить мысли и предположения, из которых она состоит, и проследить связи между отдельными частями или между частями и целым.
Уровень 3
Это передовой уровень мышления.
Мыслители третьего уровня обладают способностью передавать знания. Это означает, что они могут применять идею, которую они усвоили в определенном контексте, к совершенно другим ситуациям и обстоятельствам.
Например, есть очень интересная история о Стиве Джобсе и уроках каллиграфии, которые он посещал в подростковом возрасте после того, как бросил колледж. В то время казалось, что это не имеет значения, но дизайнерские навыки, которым он научился там, помогли Джобсу создать первые компьютеры Mac.
Совет: Никогда не знаешь заранее, что пригодится. Пробуйте что-то новое и ждите, пока эти навыки и идеи смогут осмысленно соединиться с другими.
Мыслители третьего уровня способны рассмотреть идею или проблему с разных точек зрения и позиций, чтобы понять их более целостно и всесторонне.
Они выдвигают творческие идеи, видят необычные перспективы, разрабатывают инновационные стратегии или новые подходы к традиционным практикам. Именно такое мышление порождает гениев, меняющих человеческую историю. На эту тему мы также писали в статье Метод первых принципов: думай как Илон Маск .
Именно благодаря мышлению уровня 3 лучшие исполнители и новаторы задают вопросы, выходящие далеко за рамки простого «почему?». Отсюда возникают абстрактные идеи, без которых невозможны наука и искусство.
Идеи, меняющие весь мир, зарождаются в умах творческих, изобретательных людей, мыслящих на третьем уровне. Общество развивается благодаря труду передовых мыслителей, ведь эти творцы, творцы нового, разрушители старого придумывают то, до чего другие не додумались, исследуют неосвоенные территории, испытывают пределы возможного.
Они выходят за рамки обычного, очевидного, традиционного и устанавливают новые связи. Именно эти люди сражаются на переднем крае современной медицины и техники.
У каждого есть способность стать таким продвинутым мыслителем. Но когда нам лень задавать вопросы, мы привыкаем к старой практической точке зрения, мы становимся слишком унылыми и скучными, чтобы продолжать быть «почему-почему» — тогда мы перестаем развиваться как вид. Ой
3. Отношение к трудностям
Фиксированное мышление: трудности часто приводят к ошибкам, а значит, их лучше избегать, чтобы не оказаться в сложной ситуации.
Как это лучше?
Как и ошибки, трудности — это возможность узнать что-то новое и улучшить. Без выхода из зоны комфорта нет развития, ведь движение вперед всегда требует усилий.
Области и сферы использования логики
Нет такой отрасли человеческой жизни, где бы требовалось применение умения мыслить средствами логики. В том числе и гуманитарные науки, которые не являются исключением, в своих исследованиях также используют логические конструкции.
Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне вне зависимости от приложенных усилий. Использование логики позволяет ускорить мыслительный процесс, сделать его качественнее, более правильно излагать свои мысли, а также делать верные выводы, избегая ложных оценок.
Для чего нужно развивать способность логически мыслить:
- Четко излагайте все свои мысли и доводы в доступной форме;
- Быстро найти правильное решение проблем даже в критической ситуации;
- Исправьте свои ошибки, избегайте новых ошибок;
- развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успеха в карьере или учебе;
- Творческий подход к решению задач иногда более продуктивен, чем общепринятые стандарты.
5. Отношение к чужому успеху
Фиксированное мышление: «Другим повезло больше, чем мне! Почему жизнь так несправедлива? Я никогда не смогу добиться такого успеха!»
Как это лучше?
Вместо того, чтобы бесконечно сравнивать себя с другими (и не в свою пользу), можно найти вдохновение и хороший знак успехов окружающих. «Вот чего, оказывается, можно добиться! Раз они смогли, то и я смогу!»
5 полезных советов, как развить логику
Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека без особых усилий:
- Научитесь писать правой рукой, если вы левша. И наоборот. Это упражнение помогает развить навыки менее используемого полушария мозга.
- Постоянно меняющиеся виды деятельности. Потратьте ровно час на просмотр, по истечении времени переходите к другой профессии. Быстрая смена вида работы поможет ускорить навыки адаптивного мышления.
- Читать детективные романы. И попробуйте сами угадать виновника. Таким образом, вы проделаете хорошую работу по развитию собственной дедукции.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе позволяют улучшить не только логическое, но и все остальные виды мышления.
- Дайте объяснения своим действиям. Анализируйте все, что делаете, просчитывайте варианты: что будет, если оставить дело незаконченным, как выглядит конечный результат работы и т д.
5. Журналисты скептичны и любознательны
«Если ваша мать говорит, что любит вас, получите подтверждение как минимум из двух независимых источников, прежде чем верить ей».
Анонимный
Журналисты ищут источники для подтверждения любых фактов. Ленивый довольствуется двумя — профессионал опросит десяток человек, чтобы сделать вывод. Журналистов учат задавать вопросы, быть более любопытными, чем любой человек.
«Совсем постепенно я понял, что люди легче глотают ложь, чем правду, как будто вкус лжи домашний, аппетитный».
Марта Геллхорн
Работа журналиста чрезвычайно тяжела, и эти люди сталкиваются с постоянной конкуренцией. Поэтому, сообщая миру последние новости, профессионалы хотят опираться на факты, чтобы их ощущение не превратилось в очередную желтуху. Поиск истины требует скептицизма и любопытства.
мысли как журналист:
1) Не доверяйте первым результатам поиска
2) Ищите разные источники, особенно противоположные
3) Никогда не доверяйте своим источникам, сомневайтесь снова и снова
4) Факты — это не история. Фактов много, а основная история одна
5) Ваша репутация решает все. Не рискуйте ею ради краткосрочной славы
7 способов развить критическое мышление
Логические мыслительные процессы
Все мы люди и обладаем уникальным опытом, но в нашем мозгу происходят схожие процессы, которые приводят к обработке информации и выводам.
Вот основные операции, которые происходят в нашей голове:
- Анализ. В ходе этой операции наш мозг разлагает явление на несколько составляющих, чтобы оценить каждую из них в отдельности, выявить ее влияние, взаимосвязь и эффект. Любой объект или событие имеет основные элементы, на которые мозг автоматически разбивает их для обработки информации.
- Обратным процессом анализа является синтез. Эта мыслительная операция предполагает составление мелких деталей и частей единого целого для оценки ситуации. Ярким примером синтеза является сбор головоломки.
- Сравнение. Для этого процесса требуется найти отличия и сходства объекта/события по отношению к чему-либо. Оно может быть поверхностным, неполным или глубоким, полным. Сравнение основано на анализе, потому что для того, чтобы сравнить два объекта, необходимо мысленно разложить их на составные части.
- Обобщение. Процесс, объединяющий предметы или события в единое целое по сходным признакам. Часто мы используем его для подведения итогов.
- Спецификация. Совершенно противоположный предыдущему мыслительный процесс. Его суть заключается в точности и определении отдельных свойств предмета/события, раскрытии его внутреннего содержания.
- Абстракция, с другой стороны, помогает человеку сосредоточиться на конкретном объекте или его функции, отбрасывая посторонние. Это изолированное изучение свойств объекта/события для более глубокого познания.
- Классификация предполагает использование системы разделения объектов по определенным признакам, основана на анализе и помогает организовать объекты/события для себя.
Некоторые умственные операции взаимоисключающие, поэтому вы должны использовать определенные типы в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, а потому необходимо развивать логическое мышление.
Как развивать логическое мышление
Распространено мнение, что логика присуща только людям с математическим складом ума, но гуманитариям с этим не повезло… Ан нет! Развить логику может любой, нужно только захотеть. Мы сделаем это с вами сейчас.
Советы психолога
Есть много способов развивать логику. Но здесь я дам несколько универсальных советов, которые подойдут всем и каждому, кто хочет мыслить логически.
Вспомните детство
Не знаю, как было в вашем детстве, но у нас были популярные устные игры «В города», «Назови предметы, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова», «Найди общее». Смысл в устном анализе и подключении других логических процессов. Вот, например, игра «Найди косяк» построена вообще с нуля. Идешь по улице, видишь вывеску и траву. Подумайте, что у них общего и чем они отличаются.
Хм… С указками и травой я тоже что-то навесил
Тренируйте речь
Речь, рассказывание историй напрямую связаны с логическими процессами в мозгу. Здесь ты сидишь с телефоном в руках и смотришь фото в Инстаграм, а тут еще и развиваться: если увидишь фото, расскажи о нем историю. Например, была выделена реклама брюк — попробуйте написать описание товара в 5 предложениях. Вы знаете, как это стимулирует мозг работать?!
Играйте в настольные игры
Очень крутая практика — играть в настольные игры. Если собралась хорошая компания, веселого и полезного вам вечера и ночи! Есть множество веселых настольных игр, развивающих логику: «Кто я», «Монополия», «Ассоциации» и другие.
Головоломки, кроссворды
Иногда прокачивать логику загадками, ребусами, кроссвордами. Только кроссворды не привычные нам, а кроссворды, судоку, японские кроссворды хорошо использовать.
Принимайте участие в спорах
практикуйтесь в обосновании своего мнения. Я знаю людей, у которых логическое мышление развивалось таким образом — они специально отстаивали в общении не то, что думают на самом деле, а то, что противоречит мнению большинства. Типа «но Баба Яга против!». И кстати, это действенный способ.
Игры
Игры также очень полезны. О некоторых я уже упоминал выше. Тут отмечу, что игры для всех возрастов подходят, если человеку не скучно. Можно играть с племянниками, детьми, взрослыми. Есть онлайн игры на развитие логики. В общем, хотелось бы…
- Игра «Кто я» учит характеризовать тему, выделять в ней главное, систематизировать, обобщать и анализировать.
- Игра «Ассоциации» помогает проводить аналогии, делать выводы, анализировать, убеждать.
- Игра «Монополия» помогает научиться решать стратегические задачи, рассчитывать наперед.
- Игра «Шахматы» помогает просчитывать ходы, логику соперника, вырабатывать стратегию и анализировать.
- Игра «Уно» также развивает логическое мышление, когда нужно запоминать цвета своих противников и стараться выйти из игры первым.
Эти и другие игры помогут вам прокачать различные процессы логического мышления.
Упражнения
Есть несколько упражнений, которые помогут повысить уровень логического мышления.
- Разноцветный текст. Возьмем какой-нибудь разноцветный текст, где названия цветов окрашены в цвет, отличный от названного. Например красный, синий. Вслух надо быстро назвать цвет по картинке, а не по написанному. Дойдя до конца, выполните упражнение в обратном порядке.
- Таблицы Шульте. В психологии есть диагностическая методика, основанная на этих таблицах. Но вы можете взять их для развития логики. Есть разрозненные цифры. Вы должны быстро найти 25 и вычеркнуть все числа от 1 по порядку.
- Пальчиковая гимнастика. Кстати, очень действенный способ развить мышление. Делайте «восьмерки»: соедините большой палец правой руки и указательный палец левой, затем наоборот. И ускорить «восьмерку”.
Помните: регулярность – залог успешных тренировок.
Задачи, загадки
Логические ребусы, занимательные ребусы — это все об одном. Раньше в Советском Союзе такие задачки разрешали решать детям, так что с логикой все было в порядке. Так вот, чтобы «дружить» с логическим мышлением, придется еще и с головоломками потрудиться. В этом очень помогает математика: «Грузовик ехал из пункта А в пункт Б со скоростью 70 км/ч, весь путь занял 5 часов, какое расстояние между А и Б?”.
Логические задачи
Логические головоломки также важны для использования. Для начала попробуйте отгадать «семь платьев и все без вечеринок» и другие. Я процитирую некоторые из них.
- Может ли страус называть себя птицей?
- Поезд движется со скоростью 70 км/ч, в каком направлении идет дым?
- Как прыгнуть с десятиметровой лестницы и не разбиться?
- Их трое: 2 отца и 2 сына. Как это возможно?
- Что будет, если трижды повернуть направо?
- Какое самое длинное слово в русском языке?
- Сколько яиц можно съесть на голодный желудок?
Ответы на загадки: нет — не говорит; у нее нет дыма; пропустить первый шаг; это дедушка, отец и сын; Поверните налево; Слово о полку Игореве; один, другой уже не натощак.
Это загадки с подвохом, который заставляет шевелить мозгами, логически мыслить и развивать критическое мышление.
Тренажеры
Для различных профессий крайне важно уметь логически принимать решения. Например, для программирования этот навык незаменим. Чтобы придумывать что-то новое, важна и логика. И это не значит, что творческое мышление не сочетается с логическим мышлением. Они могут очень гармонично дополнять друг друга. Тренажеры помогают развивать несколько видов мыслительной деятельности одновременно.
Очень хорошей платформой для этого является Wikium. Здесь можно найти множество симуляторов, и даже попробовать себя бесплатно.
- Цветовод тренирует внимание, зрительное восприятие и образное мышление. Прокачиваемые здесь навыки помогут в проблемных ситуациях, когда нужно быстро принимать решения и сохранять спокойствие.
- Сравнение памяти тренирует воображение и гибкость ума, улучшает память и развивает логику. Тренажер полезен для людей творческой профессии и тех, кому нужна гибкость мышления.
- Анаграммы тренируют способность решать проблемы, используя языковые навыки. Совершенствовать словесно-логическое и абстрактное мышление. Они увеличивают словарный запас, способность к анализу, дольше удерживается внимание.
Здесь есть еще несколько тренеров, которые также будут полезны.
Симуляторы для развития логики
Книги
чтение книг также развивает логическое мышление. Они простыми словами описывают механизмы логики, некоторые дают практические упражнения. Так держать!
- Попов С.В. «Прикладная логика”
- Иванов Э.А. «Логика”
- Гусев Д.А. «Логика. Тренинг”
- Гегель Г. «Наука логика”
- Маланка Т.Г. «Логика. Веселые задачи”
- Емельянова Е.Н. «Развитие логики: игры и ребусы”
- Филипс К. «Я хочу. быть самым умным! 300 заданий: логические, творческие, быстрые, нестандартные, тактические, образные”