- Типы воображения
- Дополнительные советы
- Воображение и возраст
- Методы развития воображения
- Книги
- Ассоциации
- Упражнения
- Как развить воображение: шесть способов
- Ищите новые хобби
- Мечтайте
- Гуляйте
- Окружайте себя креативными людьми
- Играйте
- Роль воображения в жизни
- Почему воображение важно
- Помогает ли воображение достигать успехов в работе
- Правда ли, что у детей воображение лучше
- Как понять, что у человека нет воображения
- Простые упражнения для тренировки фантазии
- Развитие воображения у детей
- Способы
- Упражнения
- Развитие воображения для творчества и рисования
- Проверенная формула прогресса
- Готовы проверить ваше воображение прямо сейчас?
- Ассоциативное мышление
- Как развивать фантазию и воображение у взрослых: способы
- С чего начать развивать визуализацию?
- Игры
- Приемы для развития воображения у взрослых
Типы воображения
Фэнтези можно разделить на несколько видов:
- Активно-сознательное создание образов усилием воли.
- Пассив – спонтанное, непроизвольное появление образов.
- Продуктивно — мысленное преобразование реальных образов.
- Репродуктивное — психическое воспроизведение действительности как она есть.
К ним можно добавить еще два, возникающих против воли человека:
- Галлюцинации и иллюзии — видения несуществующих образов, которые воспринимаются как реальные.
- Сны – это произвольные образы, возникающие у человека в состоянии сна без участия его воли.
Это не значит, что у некоторых людей вообще нет воображения. Например, в определенных ситуациях у них в голове остаются образы — лица, предметы, еда, знакомые пейзажи. Но некоторые умеют представить их ярче и нагляднее, добавить деталей.
Но для некоторых это будет сложно. Так как у всех эта способность развита по-разному.
Способность фантазировать идет с детства. Как она развивается, напрямую зависит от родительского поощрения. Для детей это настоящая необходимость.
Но не все мамы и папы это одобряют, считая глупым и бесполезным. Они считают, что на мир нужно смотреть трезво, и чем раньше ребенок усвоит это, тем лучше.
Во взрослом возрасте у таких детей менее развито воображение, чем у тех, у которых родители поощряли желание изобретать и генерировать идеи.
Дополнительные советы
Вы можете развивать свою фантазию и воображение всеми представленными способами. Но с помощью нескольких советов добиться результата удастся быстрее, и он будет еще сильнее. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы упражнений.
Совет:
- Читайте книги каждый день, полностью погружайтесь в них;
- Займитесь саморазвитием;
- Путешествуйте, посещайте новые места хотя бы раз в месяц;
- Ищите новое вдохновение;
- Регулярно посещайте выставки, просматривайте художественные журналы;
- Проявляйте любопытство, интересуйтесь технологией;
- Расширьте свои интересы, попробуйте что-то новое;
- Найдите творческих друзей, пообщайтесь с успешными людьми;
- Мечтать, воображая будущее с необычными событиями;
- Иногда используйте одну руку вместо другой;
- Поставьте себя на место героев книг, представьте другие варианты развития событий;
- Озвучивайте персонажей в кинотеатре независимо друг от друга, включив телевизор без звука;
- Придумывайте уникальные приключения для своего ребенка;
- Сочиняйте судьбы увиденных на улице людей, запоминая их внешний вид;
- Визуализируйте реальные события, представьте, что произойдет в будущем;
- Посмотрите на облака, постарайтесь найти среди них знакомые образы.
Такие простые советы дают хорошие результаты. Нужно просто использовать их регулярно, дополняя основную тренировку.
Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестройка правильного питания.
Воображение и возраст
Детство — не единственное время, когда развивается воображение. Он проходит несколько этапов:
- Детство;
- Менопауза;
- Молодость.
Каждый из этих трех периодов имеет свои особенности и свои стимулы.
В детстве ребенок познает мир как таковой. Мальковое мышление еще не сформировалось. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. Мозг в этом возрасте работает очень быстро. Так заложено самой природой. В то же время у ребенка еще нет знаний об окружающем мире.
Приключение кажется таким же реальным, как и повседневная жизнь. Он не анализирует, а просто принимает все на веру. Е.Е подробно писала о воображении в дошкольном возрасте. Кравцов.
Подростки думают иначе. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение основано на настоящем, но в то же время рисует картины будущего. Сны становятся важной частью мышления. Иногда сумасшедший и наивный, но уже рациональный.
Подростковый возраст ставит перед человеком другие задачи. Да и сам он уже другой — с более или менее устоявшимися взглядами, более устойчивый, более ученый. Он способен видеть на расстоянии и мыслить творчески, свободно, не загоняя себя в рамки. Во взрослом возрасте эта способность может снижаться под давлением неблагоприятных обстоятельств.
Методы развития воображения
Одним из основных условий развития воображения является наличие пищи для ума: зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.
Если вы чувствуете, что жизнь стала скучной и пустой, а умственная деятельность вызывает усталость, пора задуматься. Вы застряли в рутине? Повседневная жизнь стала слишком предсказуемой? Возможно, пора найти способ переключиться.
Книги
Во-первых, самый доступный и веселый метод — это чтение книг. Главное действительно эффективно.
Так как по мере чтения невольно мысленно переносишься на страницы. Некоторые люди предпочитают фильмы книгам.
В этом тоже есть своя причина, но фильм закрывает многие вопросы. Можно продумать сюжет, но лица персонажей и все остальное уже придумано за вас.
Но при чтении перед вами не картинка, а ваш мозг дорисовывает все картинки.
Например, если описывается улица, вы обязательно увидите эту улицу в своем воображении. К тому же, если человек описывается, вы обязательно его каким-то образом представляете. Может быть, он будет похож на вашего друга; может для кого-то другого. Но уж точно не останется безликим!
Еще одним преимуществом книги является то, что она может взять вас с собой в любое время и в любом месте. Читая, вы ломаете все возможные границы и действительно получаете те впечатления, которые лежат в основе нашего воображения.
Вы больше не будете полностью поглощены повседневностью, она не будет на вас так сильно давить — ведь вам есть, где спрятаться. И это то, о чем вы можете изменить свое мнение. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчив к новой информации.
Ассоциации
Во-вторых, развивать ассоциативное мышление. Ассоциации – это связи между предметами, событиями, фактами и явлениями. Сознательно стимулируя формирование таких связей, вы научитесь создавать в уме целостную картину.
Начните легко. Подумайте, что у вас ассоциируется с простыми предметами быта – чашкой, книгой, часами и т д. Какие воспоминания они вызывают у вас?
Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, изменить их цвет. Не ограничивайтесь натуральными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы он был желтым в клетку. И в то же время, как бы он посмотрел на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?
Будет полезно использовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются определенные вкусы и запахи – свежий хлеб, кофе, скошенная трава, воздух после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.
Слушать музыку. Часто песни и просто музыкальные композиции без слов так возбуждают воображение, что в голове крутятся целые клипы. Опять же, конкретная музыка может вызывать связанные с ней воспоминания.
Даже упомянутые книги и фильмы могут быть связаны не с содержанием, а с событиями, происходившими в момент чтения или просмотра. Воспользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.
Упражнения
Тренировать воображение можно с помощью специальных упражнений. Их, как игры, можно использовать не только для взрослых. Делать это рекомендуется каждый день. При желании обучение можно проводить несколько раз.
Основные упражнения:
- Формирование образов. Вы должны взять любые два слова, которые появляются. Из них половинки выбрасываются, а остальные соединяются вместе. Для нового слова также необходимо придумать внешний вид, описание, назначение и так далее
- Вербализация. В ходе упражнения необходимо взять два существительных, но изменить одно из них на глагол. Например, «игла небо». После этого нужно показать способ визуализации и представить придуманное действие.
- Совместите изображение с действием. Вы должны выбрать любые два элемента, а затем изменить их основные действия между ними. Например, «на носорога идут очки» или «носорог увеличивает очки». Из таких предложений должна быть разработана необычная история. Упражнение улучшит не только воображение, но и мышление.
- Новые имена. Целью человека будет придумывать новые вариации названий знакомых предметов, связанных с их основным применением. Например, назовите лопату «землекопом». Использование такого упражнения для развития воображения может повлиять на психологию, что улучшит восприятие мира.
- Изобретение. Простое упражнение, которое поможет развить воображение, креативность и интеллект. Нужно просто попробовать что-то собрать из подручных вещей. Например, сделать машину из монет. Хорошим помощником в этом деле станет конструктор LEGO.
Если тренироваться регулярно, можно стать очень развитым человеком во всех сферах. Эффект от занятий будет особенно заметен в области воображения, фантазии, зрительной памяти, мышления, а также понимания устройства окружающего мира.
Вы можете улучшить результат, используя нестандартные решения существующих проблем. Для этого нужно составить список особых вариантов того, как добиться желаемого результата.
Как развить воображение: шесть способов
Ищите новые хобби
Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, творческие увлечения в нерабочее время повышают продуктивность сотрудников. Самый верный способ разбудить воображение — попробовать то, в чем у вас нет опыта. Изучение новых вещей требует, чтобы мозг думал (и нейроны соединялись) по-другому. Это открывает новые перспективы и готовит почву для творчества.
Мечтайте
Согласно отчету креативного агентства We Are Social, средний пользователь Интернета в возрасте от 16 до 64 лет ежедневно проводит в сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в году, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени на мечты. Согласно исследованию, проведенному Behavioral Scientist, люди, которые мечтают в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Попробуйте помечтать вместо того, чтобы пролистывать ленту в социальных сетях, стоя в очереди в магазине, в автобусе или на скамейке в парке.
Гуляйте
ходьба погружает в творческое, вдохновенное состояние. Исследование Стэнфордского университета, проведенное в 2014 году, показало, что ходьба повышает креативность в среднем на 60%. Попробуйте прогуляться без телефона и в глуши.
Окружайте себя креативными людьми
Согласно исследованию, опубликованному в научном журнале Child Development, дети из творческих семей вырастают более творческими. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческая среда вдохновляет на нестандартное мышление.
Играйте
Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игра в детстве влияет на развитие творческих способностей в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять иную реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, или, что еще лучше, пусть ваши дети присоединятся к вам в их игре и учатся у мастеров.
Если задача поначалу кажется сложной, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспоминать детские фантазии.
Роль воображения в жизни
Воображение нужно не только детям и художникам. Он необходим для мышления, памяти, эффективной работы и многого другого. Отвечаем на самые популярные вопросы о роли воображения в жизни человека.
Почему воображение важно
Согласно исследованию, опубликованному в Медицинском журнале Американской академии неврологии, люди среднего и старшего возраста, занимающиеся творческой деятельностью, имеют на 73% меньший риск возникновения проблем с памятью и мышлением, легких когнитивных нарушений, приводящих к слабоумию.
Воображение необходимо для важных психических процессов:
- Мышление – это процесс решения задачи от определения условий до достижения результата. Именно воображение позволяет мышлению представлять возможные исходы ситуаций, делать выводы и принимать решения.
- Память – это способность сохранять и воспроизводить прошлые переживания, всю информацию о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Для создания образов воображение зависит от памяти и использует воспоминания или их элементы. Но есть и обратный процесс: воображение заполняет пробелы в памяти, и негативные воспоминания полностью «исправляются» — так появляются ложные воспоминания. При этом память не требует высокой нейронной активности, поскольку мозг обрабатывает уже известную информацию. А для воображения нужны новые нейронные связи.
Помогает ли воображение достигать успехов в работе
Эксперты Harvard Business Review считают, что именно ваше воображение позволяет вам справляться с кризисными ситуациями. Согласно исследованию Института Брюса Хендерсона, 14% компаний смогли пережить экономические спады и конкурировать, инвестируя в новые точки роста бизнеса — чтобы увидеть эти точки, нужно проявить воображение и представить, какие пути развития могут привести к успеху.
Правда ли, что у детей воображение лучше
У детей воображение действительно работает активнее: для взрослых мир привычный, а ребенок только привыкает к нему. Воображение необходимо ему, чтобы наблюдать, создавать и понимать новые образы.
Во время конференции TEDxTucson доктор Джордж Лэнд рассказал о многолетнем исследовании NASA креативности: 1600 детей дошкольного возраста в возрасте 4-5 лет должны были решить задачу по-новому. По результатам тестирования 98% детей набрали баллы на уровне «творческая гениальность». Через пять лет на том же уровне осталось только 30% этой же группы, еще через пять лет – 12%. Когда тест был проведен на более чем 1 миллионе взрослых в возрасте около 31 года, было обнаружено, что только 2% из них обладают таким же уровнем творческой гениальности.
Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что отсутствие воображения у ребенка является признаком патологических процессов, часто это синдром раннего детского аутизма: без воображения игра невозможна, так как ребенок пробует «взрослые» задачи — готовку, вождение автомобиля, воспитание детей.
Как понять, что у человека нет воображения
Нет людей без воображения: хочет человек того или нет, но его мозг создает образы. Однако некоторые не могут мысленно воспроизводить звуки и визуализировать. Ученые называют эту особенность афантазией. Согласно исследованию когнитивного и поведенческого нейробиолога Адама Земана, люди с афантазией видят сны, но не могут создавать визуальные образы наяву и часто страдают от потери памяти.
Есть люди с обратным явлением — гиперфантазией: им достаточно услышать слово «дракон», чтобы представить себе форму хвоста, текстуру чешуи и цвет пламени изо рта. У большинства людей среднее воображение, но есть способы улучшить его.
Простые упражнения для тренировки фантазии
Развитие мышления у взрослого и ребенка – рекомендации
Психологи предлагают множество простых, но эффективных упражнений для развития мышления и воображения, которые подходят людям всех возрастов. Их главные преимущества – простота и доступность. Каждый может найти в потоке информации то упражнение, которое понравится определенному человеку. Например:
- считать в уме любому со школьными знаниями доступно и интересно. Вам не нужно использовать какие-либо записи, просто мысленно посчитайте. Упражнение особенно полезно для тех, кто дружит с математикой. Можно фантазировать о геометрических фигурах, мысленно строить из них всевозможные комбинации.
- Как это ни парадоксально, мультфильмы для детей можно смотреть вместе с ребенком и создавать им в качестве упражнения для ума и воображения. Полезно посмотреть их без звука, а потом придумать какой-нибудь забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
- Проще всего относится к миру книг. Чтение детективов или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и фантазии, и воображению.
- «Бессмысленная копилка», куда можно добавлять занимательные мелочи: мысли, картинки, вещи, анекдоты — все, что считается бредом. При необходимости оттуда всегда можно почерпнуть идею для креативного решения.
- Коллективные игры входят в моду, а значит пора доставать из копилки старое веселье. Например, «Пантомима», где игроки должны угадать, какое действие изображено. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно запомнить, какой образ изображают участники.
Простые упражнения помогут вашему воображению полететь
Развитие воображения у детей
В целом для развития воображения детей и взрослых используются примерно одни и те же методы. Однако стоит учитывать особенности дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:
- дети думают в основном образами;
- открыты всему новому и необычному;
- их образы яркие и красочные;
- они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, характерных для взрослых.
Имеется в виду несомненная польза для детской психики. Однако есть и отрицательные характеристики, которые следует учитывать.
- Дети еще не имеют в памяти большого количества информации, необходимой для формирования воображения. Поэтому для начала лучше заняться развитием воображения и восприятия. Научите ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
- Дети быстро устают и часто отвлекаются. Им сложно долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А лучший способ развития воображения – это, конечно же, игры и чтение книг.
Мы, взрослые, можем увлечь ребенка своим примером и энтузиазмом – играя вместе, делая зарядку, фантазируя и таким образом развивая себя. Совместные занятия особенно эффективны во время поездок или длительных поездок.
Способы
Лучший способ развить воображение ребенка – заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как здорово придумывать что-то новое и необычное. Ребенок всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.
- Читайте вместе научно-фантастические книги. Нужно не только читать ребенку произведение, но и обсуждать его, анализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и короткие рассказы в жанре фэнтези. С подростком уже можно читать более серьезные фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и так далее
- Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какую суперсилу он хочет и почему.
- Дайте ребенку сложные задачи. Например, ребенок оказался на необитаемом острове. Что он должен сделать, чтобы выжить?
Упражнения
Лучше всего развивать воображение, комбинируя предложенные выше методы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.
- Живой рисунок. Представьте, что у вас есть особый дар. Все, что вы нарисуете, мгновенно оживет. Представьте вместе с ребенком, что вы хотите воплотить в жизнь.
- Трансформация. Человек превращается в птицу, животное, насекомое, растение, в неодушевленный природный объект, в другого человека. Что он хочет чувствовать, то и делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
- Антропоморфизм. Этот метод предполагает придание живым и неживым предметам человеческих характеристик. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. С придуманными образами можно составить сказку.
- Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать жителя далекой планеты, где условия жизни не такие, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
- Новые вещи. Предложите ребенку улучшить обычные вещи, придать им новые свойства или комбинировать между собой. Это может быть что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, лампа, подушка и так далее
- Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали размером с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества вы хотите? Что ты хочешь делать? Лучше всего написать рассказ, основанный на этом действии. А потом представьте обратную ситуацию — вы и ваш ребенок уменьшены до размеров мышки. Что случится?
Развитие воображения для творчества и рисования
Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста
Обычно, когда говорят о формировании воображения в творчестве, имеют в виду детей младшего возраста. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить свободное время рисованию. Психологи доказали, что увлечение рисованием останавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое издавна связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше вероятность заболеть, и наоборот, творчески развитые люди избегают болезней головного мозга. Это поняли многие, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить воображение, чтобы создавать уникальные вещи?
Краткий эффективный курс развития творческого воображения:
- фотоманипуляции — фотографируйте природу и находите в них знакомые образы;
- следуя формуле Леонардо да Винчи «для себя увидеть картины в трещинах стен», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
- книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить стиль рисования в разных направлениях, выбрать то, что душе угодно;
- тематические выставки и картинные галереи – предлагают темы для самостоятельного творчества;
- коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
- рисунки с натуры, даже неудачные, по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.
Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями
развитие творческого воображения — лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, богатое воображение — это дар свыше, который не дает жизни превратиться в унылое серое существование.
Проверенная формула прогресса
Вы помните слова Альберта Эйнштейна? Он сказал, что знания ограничены, важнее воображение, потому что оно стимулирует прогресс, порождает эволюцию.
Когда-то не было чашек, люди пили из рук и складывали их, как лодку. А кто-то додумался сделать чашку такой формы.
Этот гений перенес функции сложенных рук на сосуд для питья. И это была оспа. Люди начали пользоваться чашками, прогресс был. И так во всем, что нас окружает.
Здесь: Игры, развивающие воображение и воображение — 5 важных шагов, подробнее о понятии воображение и играх с детьми на развитие воображения можно прочитать (откроется в новой вкладке).
Воображение развивает мозг!
Почему творческие люди нужны везде? Конечно, конечно, благодаря своим идеям, оригинальному подходу. Все это правда.
Но первое самое тайное состоит в том, что воображение, как высший психический процесс, связано со многими другими психическими процессами.
Это связано с мышлением и памятью. И развивая что-то одно, мы получаем результат в этих процессах. Хоть три в одном. Улучшается память, мышление, развивается мозг.
Кстати, наилучший результат (по крайней мере воображение и творчество) дает идеальное взаимодействие обоих полушарий мозга.
Почему дети рождаются гениями? Поскольку их до 3, наблюдается только это удивительное взаимодействие. А те, кто его соблюдает, считаются гениальными людьми.
Чтобы сохранить его вместе с детьми, играйте с ними в эти игры и читайте нашу статью (откроется в новой вкладке).
А как же взрослые? Чтобы наладить такое взаимодействие с вами, пройдите и скачайте упражнение здесь (ссылка откроется в новом окне). Кроме того, он сильно расслабляет уставшие от сидения в гаджетах глаза.
Однако ни память, ни воображение, ни мышление невозможны без внимания. Как твоя концентрация? Можно сделать тест и одновременно повысить внимание. Кроме того, мы узнаем, какое у вас доминантное полушарие прямо сейчас и как вы можете улучшить свои способности.
Сделай что-нибудь! Нажмите на изображение (ссылка откроется в новой вкладке).
Готовы проверить ваше воображение прямо сейчас?
Задача состоит в том, чтобы найти прибыль. Перед вами три картинки. Вилка, нож, тарелка. Что лишнее? Что вы хотите забрать? Пока больше не читайте. Думай думай. В чем подвох?)
Мы смотрим на образы, думаем, включается мышление, исследуются наши представления о значениях. «Да, тарелку можно убрать, потому что это тарелки, но вилка и нож все равно столовые приборы.»
Да, хорошо. Нас учили этому в детском саду, когда мы готовились к школе. И вот ваше воображение машет вам на прощание)
Почему? Потому что мы начинаем с сохраненных значений объектов. Есть ли другой способ? Есть.
Давайте использовать наше воображение. Для чего нужны вилка и нож? Они нужны для приема пищи. Ставим еду на тарелку. Верно? Да. Значит ли это, что это не слишком много?
Но по условиям задачи нужно убрать лишнее. Что нужно удалить?
И тут в дело вступает воображение. Вы заметили, что мы стали усиленно думать, представлять образы, перебирать варианты их комбинирования, связывать их сюжетом. Вот оно, наше воображение.
Он разбивает изображение на части, модифицирует, а затем соединяет их вместе. Говоря научным языком, эти мыслительные акты — анализ и синтез — являются инструментами мышления. И отделить их друг от друга невозможно.
Поэтому воображение — мощный мыслительный процесс, развивающий наш мозг, а мозг ребенка лучше центров раннего развития).
Какой ответ дало вам ваше воображение? Напишите в поле для комментариев.
Ну а теперь давайте разовьем воображение.
Ассоциативное мышление
Ассоциации – это связи, возникающие между предметами, событиями и явлениями, закрепляющиеся в памяти человека.
Необходимо сознательно научиться стимулировать появление этих связей
упражнения, связанные с развитием ассоциативного мышления:
- Вы должны подумать об ассоциациях, которые вызывают обычные бытовые предметы: посуда, книги, предметы гигиены, одежда. Затем мысленно измените цвет, размер, форму и посмотрите, как меняются ассоциации.
- Подключить чувства. Подумайте, с чем связаны запахи, звуки, ощущение прикосновения к чему-либо.
- Послушайте музыку и попробуйте представить, каким может быть клип на нее, в каком стиле он может быть записан, кто будет главным героем.
Эти упражнения можно отнести к проективным методам психологии. Есть теории, что неконтролируемые, спонтанные ассоциации можно рассматривать как проекции скрытой части сознания.
Как развивать фантазию и воображение у взрослых: способы
Так что речь идет о развитии воображения у взрослых, вернее, когда задатки уже есть, но не реализованы. Поэтому и есть такое желание — развивать воображение. Каждое человеческое желание всегда обеспечено возможностями для его реализации, только если оно не навязывается извне. Вот почему развитие воображения у взрослых связано с развитием способности создавать образы, а не с созданием такой способности на пустом месте. Речь идет об обычной ежедневной практике, развитии привычки визуализировать или создавать новые идеи.
Существует множество упражнений для развития воображения, как для ребенка, так и для взрослого. Много и упражнений сложно назвать. Иногда они становятся просто приятным хобби, возможностью побывать в другом воображаемом мире. К ним относятся:
- Читайте художественную литературу. Читая текст, человек рисует в голове происходящее, видит «картинки». Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» предлагает изучать художественную литературу в художественных школах, а на вступительных экзаменах в вузы необходимо проверять уровень ее знаний, ведь чтение дает широту мышления и умение создавать образы.
- Игра. Дети с радостью играют, представляя себя каким-то героем, творя в своем воображении происходящее. Игрушки следует поощрять, с детьми нужно играть. Взрослым тоже нужны игры. Например, столь популярные сейчас миссии, которые заставляют находить нестандартные решения в разных ситуациях. Обладателей звукового вектора заинтересует игра «Буримэ», или рифмованные окончания, где нужно составить четверостишия на заданную тему. Поиск рифмы заставляет мозг необычным образом напрягаться.
- Визуализация. Это также можно превратить в игру. Например, увидеть неожиданную картинку в облаках, корягах, нарисовать на ковре. Это игра в друдл, когда нужно найти какую-то картинку среди абстрактных картинок. Главное, чтобы это было оригинально. Эта игра развивает образное мышление и творческое воображение.
- Сновидение. Мечтать — это не пустая трата времени. Во сне вы можете визуализировать, искать новые идеи, в какой-то мере решать свое будущее. Мечты вдохновляют, на них легко можно сконцентрироваться, и из этого естественного интереса могут рождаться вполне реальные действия.
- Искусство. Рисование, вышивание, шитье кукол, любой вид творчества улучшает способность фантазировать. Вы можете рисовать с натуры или позволить себе убежать. Полезно посещать художественные выставки, читать литературу об искусстве. И смотри, смотри, смотри. Пропитываясь образами, создавая основу для рождения новой идеи.
- Музыка. Это выражение чувственной составляющей звукового вектора. Музыка возникла как попытка передать абстрактные смыслы, которые невозможно описать словами. В нем заложен сильный чувственный заряд, способный породить настроение, а вместе с ним образ и идею. Слушайте музыку и вдохновляйтесь ею.
- Новые впечатления. Это пища для эмоций и воображения. Открытие чего-то нового, получение необычного опыта расширяет кругозор, делает человека более смелым.
- Люди смотрят. Для автора наблюдение за другими — основа художественного творчества, пища для размышлений, поиск сценария, который затем ложится в основу произведения. Из деталей быта рождаются новые миры, как похожие, так и отличные от своего прототипа.
С чего начать развивать визуализацию?
Визуализация – это способность представлять, видеть объект на внутреннем экране с закрытыми или открытыми глазами.
Как связаны визуализация и воображение? Мы можем представить себе место в голове, оперировать образами, а способность ясно видеть их на внутреннем экране — это визуализация.
Особым вариантом визуализации является фотографическая память, когда запоминание или образ увиденного выглядит как фотография. При визуализации изображения могут двигаться, жить, а также иметь другие модальности (звук, запах, ощущения).
Как научиться визуализации, видеть картинки? Японский профессор Макото Шичида, владеющий техникой всего правого полушария, рекомендует использовать остаточные образы для развития силы образов.
Это не единственное упражнение, но самое простое. О технике читайте в нашей статье Метод Макото Шичида для детей. Как занятые мамы могут сделать то же самое?
15. Использование остаточных изображений
Сделайте любую одиночную фотографию. Или нарисуйте свой собственный красный или синий круг на белом фоне. Распечатайте и посмотрите на картинку 5-10 секунд.
Вам может понадобиться больше времени, но не более 30 секунд. Затем закройте глаза и наблюдайте остаточный образ изображения.
Может появится не сразу, а через некоторое время. Повторяйте это упражнение как можно чаще.
Цель состоит в том, чтобы с закрытыми глазами увидеть красный круг, как на картинке на мысленном экране.
Игры
Вот некоторые упражнения, выполняемые в игровой форме:
- Приходите в кафе, занимайте свободный столик. Увидев кого-нибудь из посетителей, попробуйте представить себя на его месте: кто он по профессии, чем любит заниматься, каково его семейное положение.
- Нарисуйте несколько точек на бумаге в произвольном порядке и попытайтесь соединить их с какой-либо значимой фигурой или объектом.
- Игра в бурим – это литературная игра, смысл которой заключается в сочинении юмористических стихотворений на заданную рифму.
- Соберите что-нибудь из обычного детского конструктора.
- Придумайте новое название для простых предметов, отражающее основную функцию. Например, клавиатура пишущей машинки.
Задания могут выполнять как взрослые, так и дети. Это отличный вариант для семейного отдыха
Приемы для развития воображения у взрослых
У каждого есть фантазия. Просто у одних оно хорошо развито, а у других, в силу логического мышления, отодвигается на второй план, и его нужно «расшевелить”.
Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы стимулировать развитие воображения:
- Замените просмотр телевизора подходящим хобби. Сериалы и телепередачи — это вид пассивного отдыха, не требующий умственных и творческих усилий. Но любое творческое занятие отлично развивает воображение и в то же время делает вас счастливее. Вам не нужно быть экспертом в рисовании, лепке или написании стихов — создайте себя. А вот о том, как развить творческие способности, вы можете прочитать в нашей отдельной публикации.
- Слушайте музыку без слов. Готовые тексты вдохновляют нас чужими мыслями. Даже когда мы слушаем песни на неизвестном нам языке, это все равно ограничивает пространство для размышлений. Соберите подборку самых разнообразных мелодий и попытайтесь подобрать к ним свои слова или образы. Лучше использовать для этого блюз, джаз или классику. Но тут, как говорится, дело вкуса. Кстати, вы тоже можете попробовать смотреть фильмы без звука, и попытаться понять, о чем идет речь.
- Читайте книги разных жанров. Художественная литература и фэнтези особенно полезны для воображения.
- Перед дневником. Туда можно записывать любые интересные мысли, сочинять истории или просто рассказывать, как прошел день. Письмо — это великий стимул для воображения и бегство мысли.
- Получите новые впечатления. Ходите на выставки, посещайте музеи, общайтесь с интересными людьми, заменяйте привычные маршруты новыми, учитесь, путешествуйте.
- Не стесняйтесь мечтать Мечты — это не только привилегия маленьких детей. Мечтать о светлом будущем полезно и взрослым. Это снимет скуку и разовьет воображение.
И вот некоторые проблемы.
Упражнение №1. Представьте себе треугольник, каждая сторона которого равна 2 метрам. Теперь от низа этого треугольника мысленно проведите линию вправо еще на 2 метра. Затем точно такую же линию проведите справа от вершины параллельно первой и соедините концы. Какая цифра у вас получилась? Только никаких блокнотов! Используйте только свое воображение.
Задание №2. В этом упражнении вам понадобится самопроверка. Ниже я назову слова, а вы должны представить их в своей голове. Вы должны присвоить оценку каждому изображению:
- если изображения нет вообще — 0;
- если слабый — 1;
- хорошая картинка — 2;
- очень ярко и четко — 3.
Итак, слова будут разделены на несколько категорий:
- Зрительные образы – машина, воробей, вишенка, супермаркет.
- Слуховой — лай собаки, школьный звонок с урока, гром.
- Тактильно — кошачья шерсть, ветер, божья коровка, ползающая по руке.
- Обонятельные — клубника, свежескошенная трава, чеснок, огонь.
Вы можете добавлять любые изображения в заданные категории.
Прежде чем приступить к следующему упражнению, я рекомендую вам прочитать о том, что такое ассоциации.
Задание №3. Вы должны сопоставить предметные ассоциации разного цвета. Например, когда вы слышите слово «фиолетовый», о чем вы думаете? Может это баклажан, машина такого цвета, оттенка радуги и т.д. Или оранжевый, серый, бордовый? Подберите как можно больше предметов или явлений.
Задание №4. Друдлы нам помогут. Это графические ребусы, представляющие собой условные картинки, которые необходимо достроить до осмысленного объекта. Это можно делать как в одиночку, так и в компании.
Как может происходить процесс:
- Каждый игрок по очереди дает свою версию того, что изображено на картинке. У кого нет версии вылетает из игры. Действие продолжается до тех пор, пока не останется победитель.
- Ведущий игрок рисует графическую заготовку и предлагает остальным участникам придумать продолжение. Побеждает тот, у кого больше идей.
Ниже я привел пример того, как выглядят друдлы.