- Какие есть типы тренингов
- Навыковый
- Психотерапевтический
- Психологический и социально-психологический
- По бизнесу
- Тайм-менеджмент
- Тим-лидинг
- Тренинги по корпоративной культуре
- Профайлинг
- Методы тренинга
- Дебаты
- Мозговой штурм
- Игры
- Лекция
- Семинар
- Отличия от других форм обучения
- Теоретическая и методическая основа тренинга педагогического общения
- Как проходит тренинг
- Что можно получить на тренинге
- Хорошие теоретические знания
- Практические навыки
- Мотивация
- Знакомства
- Критика
- Сертификаты
- Виды тренингов
- Навыковые
- Психотерапевтические
- Коммуникативные
- Бизнес-тренинги
- Зачем он нужен
- История появления термина
- Как проходят тренинги
- Как выбрать тренинг
- Определитесь с целями
- Узнайте, кто ведет тренинг
- Сопоставьте цену и свои доходы
Какие есть типы тренингов
Их четыре.
Навыковый
Цель такого обучения — развить в себе навык. Навык – это способность выполнять конкретную задачу, которая доведена до автоматизма.
Обучение плаванию, например, является искусным. Цель состоит в том, чтобы развить вашу способность «плавать». Это значит научить вас двигать руками и ногами в воде так, чтобы вы делали это автоматически, не задумываясь.
использование формул в Excel — это тренировка навыков. Рекрутинг дистрибьюторов на «холодном» рынке также является обучением навыкам.
Психотерапевтический
Упражнения такого типа выполняются для того, чтобы что-то изменить в сознании человека. Их не следует путать с психологической подготовкой.
Например, есть группа людей, которые боятся пауков. И психотерапевт начинает их особым образом «дрессировать», чтобы они перестали бояться пауков.
Психологический и социально-психологический
На эти тренинги записываются люди, которые хотят что-то изменить в своей психологии.
Например, люди с низкой самооценкой, которые хотят ее повысить. Или сдержанные люди, которые хотят научиться общаться с другими. Или тем, кто боится публичных выступлений и хочет побороть свой страх.
Очень часто в психологическом тренинге ведется работа как над изменением сознания, так и над формированием определенных навыков.
Например, чтобы научиться общаться с окружающими и «жить» в социуме, человеку сначала потребуется изменить свою самооценку (поработать с осознанностью), а затем — сформировать определенные навыки — научиться поддерживать беседу, реагировать корректно к оскорблениям в его адрес и т.д.
По бизнесу
Это отдельная категория обучения. Он может содержать множество различных элементов.
Чаще всего в бизнес-тренингах развиваются две категории навыков:
- Мягкие навыки — такие навыки, как общение с другими, разрешение конфликтов, осознание цели и т д.
- Hard Skills — профессиональные навыки. Для копирайтера это грамотность и умение «чувствовать» текст, для аналитика — навыки работы с аналитическими инструментами, подведение итогов и т.д.
Корпоративное обучение, пожалуй, самое распространенное, они есть в каждом бизнесе. Компании сознательно отправляют своих сотрудников на обучение, чтобы постоянно совершенствовать своих сотрудников и получать конкурентное преимущество за счет внутреннего развития.
Вот некоторые подвиды бизнес-тренинга, с которыми вы можете столкнуться. Считаю необходимым кратко прокомментировать каждую из них.
Тайм-менеджмент
Дословный перевод – «управление временем». Как максимально эффективно использовать рабочее время, чтобы решать множество задач и постоянно продвигаться по карьерной лестнице.
Тим-лидинг
Оно происходит от слов «Team» (команда) и «Lead» (вести). Управление командой — это возможность создавать команды специалистов с нуля и эффективно ими управлять. Особенно это необходимо менеджерам и руководителям компаний.
Цель этого вида обучения — научить каждого отдельного участника создавать «команду мечты» — команду мечты. То есть команда, где все будут хорошо общаться друг с другом, все будут мотивированы, заинтересованы в процветании компании.
Тренинги по корпоративной культуре
Их часто считают «новичками» в компании. Эти тренинги помогают людям стать частью компании и понять, как вести себя в ней, как одеваться, как разговаривать с клиентами, реагировать на жалобы и т д.
Например, каждый раз, когда я прихожу в «Магнит Косметик», продавцы говорят мне: «Здравствуйте». В «Пятерочке» и в обычном «Магните» такого нет. Когда подхожу к кассе в Караване, кассир говорит: «Алло, посылка?»
Почему они так говорят? Потому что их этому учили на курсах по корпоративной культуре, они «прививали» эту культуру, эти правила общения с потребителями.
Профайлинг
Такое обучение доступно не везде. Профилирование — это возможность анализировать мимику и жесты людей. В некоторых компаниях и организациях определенные специалисты вынуждены проходить курсы профилирования и занимаются только «чтением» лиц и жестов клиентов.
Например, в аэропортах среди всего скопления людей есть специалисты по профилированию. Они смотрят на толпу и стараются заметить любые необычные жесты, нервозность и т д. Если специалист замечает что-то странное, он быстро сообщает об этом службе безопасности аэропорта и службе безопасности.
Методы тренинга
Давайте рассмотрим основные приемы «взаимодействия», используемые в обучении.
Дебаты
Дебаты — это спор. В рамках спора каждая сторона высказывает свои доводы и отвечает на доводы другой стороны.
В жизни обычно проводятся дебаты, чтобы решить, что правильно, а что нет. Или «выявить» людей, участвующих в дебатах. Например, в нашем университете были споры о том, стоит ли объединять два университета в один. А в США в это время шли дебаты между Трампом и Клинтон.
На тренировках дебаты обычно проводятся с другой целью. Они нужны, чтобы научить людей отстаивать свою точку зрения и быстро выбирать аргументы.
Например, я участвовал в дискуссии о системе Поппера на тему «Преимущества и недостатки наведения». Перед началом дебатов две команды провели жеребьевку — кто-то должен был защищать руководство, а кто-то его критиковать. И нужно было найти веские аргументы, независимо от их личной позиции.
Мозговой штурм
Все участники выбирают решения той или иной проблемы. Задача состоит в том, чтобы предложить как можно больше решений, даже если они совершенно нереалистичны. Затем все эти решения анализируются и из них выбираются наиболее эффективные.
Игры
Например, в образовательном обучении учителя играют «учитель и ученик». Один из учителей остается учителем и объясняет материал другим учителям, которые становятся «учениками» и смотрят на объяснение «со стороны».
Игры очень увлекательны и хорошо помогают формировать soft skills – делают участников игрового процесса более открытыми, общительными, учат отстаивать свою точку зрения и т.д.
Лекция
Лекции могут присутствовать на учебных занятиях, но они не должны занимать более 20% общего времени обучения. Потому что в рамках лекции гораздо сложнее добиться «интерактивности», то есть взаимодействия преподавателя и студентов.
Как проходит большинство лекций? Учитель говорит, ученики пишут. Вот и все. Не идет дождь.
Семинар
Это более активная форма работы с информацией. На тренинге участникам раздаются вопросы, они готовят материал по этим вопросам и говорят с ним. Остальные участники слушают и задают вопросы. Семинары могут включать дискуссии – активное обсуждение каких-либо проблем.
Отличия от других форм обучения
Одним словом, мы уже коснулись функций тренингов и выяснили, что их основная задача — приобретение полезных навыков и умений. Давайте узнаем, чем эта форма обучения отличается от других подобных. Ведь они часто путаются, платя за одно, а на деле получая совсем другое.
Функции учебных форм:
- Лекции. Они 100% теории. Вы сидите среди аудитории за партой или в аудитории и смотрите в экран монитора или проектора, слушаете лектора и следите за визуальным сопровождением.
- Семинары. Здесь же вы получаете теоретическую информацию, которая затем подкрепляется оживленной дискуссией и обменом опытом между участниками встречи.
- Курс. Очень похоже на тренировочную форму, но растянуто по времени. Если на тренинге ораторское искусство можно освоить за 3 дня, проводя в классе по 7 часов в день, то курс может растянуться на 3 месяца, а занятия будут проходить пару раз в неделю. Объем информации и практики тот же, но в обучении вы получаете все сразу, а в курсе постепенно.
- Коучинг. Это персональная тренировка для 1-2 участников, где каждый получает индивидуальные рекомендации и постоянную обратную связь от тренера. Если коучинг организуется для большего количества участников, он перестает быть коучингом и становится тренингом.
- Мастер-классы. Облегченная версия тренинга. Держится всего 1-2 часа. Участники также получают полезные практические навыки. Ведущий показывает, а участники повторяют.
Помимо этих отличий, тренинг отличает еще и то, что каждый отдельный участник должен быть обязательно вовлечен в процесс. Вы можете прослушать лекцию или пройти семинар, но остаться незамеченным в группе. Обучение также предполагает обязательное участие всех во всех заданиях. Поэтому количество студентов обычно не превышает 15 человек.
На курсе может быть не менее 200 человек. Его программа также предполагает практику, но реализация — это уже ответственность каждого. Выполнять задания или нет — ваше личное дело.
Если вам нравится постоянно осваивать новые навыки и знания, я думаю, вам понравится растущая тенденция обучения на протяжении всей жизни. Вы можете узнать больше о том, как создать систему непрерывного обучения, в нашем блоге.
Теоретическая и методическая основа тренинга педагогического общения
Примечание 1
Теоретической и методологической основой обучения педагогическому общению являются исследования, разработанные и предложенные И. Моревой и Л. М. Митиной.
В соответствии с их развитием учебную коммуникативную тренировку принято делить на беглую тренировку и тренировку на совершенствование качества речи в работе с детьми.
Учебный коммуникативный тренинг направлен на развитие следующих умений и навыков:
- Легко и свободно формулировать собственные мысли.
- Четко и грамотно сообщать необходимую информацию, мысли и чувства.
- Правильно расставьте интонационные нюансы.
- Почувствуйте свой голос и его энергию.
- Собственная аудитория слушателей.
- Правильно используйте мимику, позы, паузы и движения.
Педагогическая коммуникативная подготовка, таким образом, направлена на профессиональное овладение устной речью в определенных учебных ситуациях, в рамках учебного курса и при взаимодействии с другими участниками образовательного процесса (коллегами, учащимися, учащимися, родителями и т д).
Наиболее распространенными речевыми ошибками, которые исправляются с помощью обучения, являются:
- использование уменьшительно-ласкательных слов;
- использование «слов-паразитов» и «избыточных» слов;
- использование звукоподражательных слов;
- стилистические речевые ошибки;
- использование вульгаризмов, жаргонизмов и т.д.
Каждый учитель должен помнить, что от культуры его речи зависит речевая культура учащихся (студентов). Именно поэтому каждый педагог должен понимать, что его профессиональным долгом является не только развитие, но и постоянное совершенствование собственной профессиональной речи. Помимо речи большое значение имеет поведение педагога в процессе общения.
Как проходит тренинг
Обучение обычно начинается с теории, которую студенты просто получают от преподавателя. Например, на профилировании преподаватель сначала расскажет, что такое профилирование, на обучении плаванию преподаватель объяснит и покажет, что нужно делать, чтобы не утонуть.
Затем начинается упражнение. В большинстве случаев — в групповом формате. Все участники тренинга делятся на группы и приступают к решению поставленных перед ними задач. Каждый из участников вносит свой вклад в «общее» дело.
Преподаватель может принимать участие в групповой работе студентов, а может отдать ее студентам на «аутсорсинг», т.е предоставить им возможность самостоятельно искать решения поставленных задач.
Третий этап – обсуждение результатов. Здесь преподаватель всегда присутствует и дает свои комментарии, рекомендации и оценки.
Четвертая стадия – рефлексия, или самоанализ. На этапе рефлексии все участники тренинга обобщают свой опыт.
Читайте также: Достопримечательности и святыни Новоиерусалимского монастыря в Истре
Что можно получить на тренинге
Давайте проанализируем, почему люди ходят на зарядку и что им дают эти занятия.
Хорошие теоретические знания
Целью обучения может быть получение теоретических знаний о чем-либо. Но эта «теория» не должна быть такой, как в книгах или учебниках. Например, ее нужно объяснить на примерах, которые навсегда запомнятся, или «проверить» на чем-то практическом, позволяющем использовать теорию в реальной жизни.
Практические навыки
Как правило, люди все же приходят на обучение не за теорией, а за практическими навыками. Предположим, они хотят научиться оказывать первую помощь, научиться ремонтировать автомобили. Или используйте Яндекс Метрику для анализа сайтов.
Обучение должно формировать навыки, а не навыки. То есть помочь довести некоторые навыки до автоматизма, чтобы человек мог легко использовать их на работе или в жизни.
Мотивация
Я посетил несколько тренингов по сетевому маркетингу, потому что мои родители работают в сетевой индустрии. Я всегда буду помнить тот мотивационный заряд, который ты получаешь от этих тренингов.
Преподаватели там всегда целеустремленные и целеустремленные люди. Они общаются с участниками тренинга таким образом, что кардинально «меняют» их сознание, заряжают желанием действовать, менять свою жизнь.
Знакомства
На тренингах всегда можно найти единомышленников. Там можно встретить людей, у которых такая же система ценностей, как у вас, такие же мечты и планы.
Для бизнесменов такие знакомства особенно благоприятны. Тренинг позволяет бизнесменам и предпринимателям найти деловых партнеров, найти тех, с кем можно будет обсудить любые проблемы, у кого можно будет спросить совета.
Критика
На тренинге вы будете слушать, что вам скажет преподаватель или другие участники. Вы можете посмотреть на себя, свои идеи и планы со стороны.
Критика тренинга конструктивна. Учитель никоим образом не будет вас унижать или оскорблять. Ему платят за обеспечение личностного роста каждого из участников.
Поэтому любому участнику тренинга будет очень полезно выслушать критику в своем выступлении в рамках тренинга.
Сертификаты
Это «бумажное» подтверждение того, что вы прошли обучение. Сертификаты необходимы для вашего портфолио. Они продемонстрируют вашим будущим работодателям, что вы настроены на саморазвитие, готовы уделять время обучению и постоянно учиться чему-то новому.
Виды тренингов
Общепринятой классификации нет. Деление на типы может быть осуществлено по нескольким причинам. Например, по степени открытости.
Первые организованы внутри компании, остальные доступны каждому по интересам.
Какие бывают упражнения в зависимости от направленности:
- Навык.
- Психотерапевтический.
- Коммуникативный.
- Бизнес тренинги.
Навыковые
Такие занятия направлены на достижение определенных навыков. Темы могут быть разными:
- ораторский;
- выпечка тортов;
- художественная роспись имбирных пряников;
- навык скорочтения, запоминания;
- макияж и т д.
Организации могут предложить обучение по следующим направлениям:
- техника переговоров;
- искусство продажи;
- сделать презентацию;
- личное обслуживание и др.
Психотерапевтические
В эту категорию входят так называемые тренинги личностного роста. Они также делятся на несколько видов:
- Личное развитие. Такие занятия направлены на повышение самооценки, работу над самоконтролем, управлением эмоциями, развитие уверенности в себе, мотивации и т.д.
- Психотерапия. На такие тренинги приходят люди, попавшие в сложную ситуацию. Здесь они учатся грамотно реагировать на обстоятельства и проживать их с минимальными эмоциональными потрясениями.
- Работа с состояниями. Например, преодоление страхов, фобий, нерешительности и других внутренних барьеров, создающих проблемы для счастливой и гармоничной жизни.
- Исследовать. Они направлены на познание и поиск себя.
Коммуникативные
Такое обучение еще называют социально-психологическим. Их цель – развитие коммуникативных навыков. Существует множество видов деятельности:
- чувствовать себя более уверенно в диалогах;
- умение знакомиться с новыми людьми;
- работать с застенчивостью в общении;
- навыки делового общения;
- искусство флирта и соблазнения;
- классы для учителей;
- социальная адаптация школьников, молодежи;
- как сказать «нет» и т.д.
Бизнес-тренинги
Их могут проводить как собственные штатные специалисты, так и приглашенные тренеры. Такие занятия могут иметь разную направленность в зависимости от поставленных задач:
- личная эффективность;
- управление;
- распродажа;
- переговоры;
- управление эмоциями;
- времяпрепровождение;
- постановка и достижение целей;
- маркетинг и т д.
Зачем он нужен
Почему тренировки так популярны и зачем вообще нужно их посещать? Существует множество видов таких групповых занятий, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и преимущества. А пока попробуем обобщить пользу от упражнений и понять, что нового вы можете от них получить:
- Знание. Как я уже говорил, до 20% всего времени посвящено теоретической информации. Вы получаете сводку общепринятой информации и жизненного опыта самого тренера, который, как правило, является экспертом в своей области.
- Навыки. В первую очередь люди идут на обучение, чтобы получить какие-то практические навыки. В игровой форме участники примеряют разные роли, прорабатывают сценарии, которые могут произойти с ними в повседневной жизни, и учатся их преодолевать.
- Решить внутренние проблемы. Как правило, каждый участник приходит на занятие со своими целями, вопросами и проблемами. Грамотный тренер учит полезным приемам, помогает взглянуть на ситуацию под другим углом и найти выход.
- Мотивация. В группе гораздо легче вдохновиться на действия и изменить свою жизнь. Когда человек видит перед собой единомышленников, открывается новый ветер, появляются свежие идеи и решительность.
- Новые знакомства. Обучение позволяет вырваться из привычного круга общения, состоящего из коллег, родственников и друзей. Это шанс увидеть много интересных, разных, разных людей со своим опытом и историями. Работа в группе сближает и помогает развивать коммуникативные навыки.
- Вид снаружи. Тренер дает оценку действиям каждого участника, что очень полезно при выявлении новых областей для роста и совершенствования.
- Расширяет горизонты. Если ваша жизнь похожа на «работа — диван — работа», то тренинг станет хорошим поводом вырваться из серых будней и попробовать что-то новое.
- Выйдите из зоны комфорта. Здесь вы попадаете в совершенно необычные условия, и это может дать мощную движущую силу для дальнейшего развития и роста.
- Подтверждение компетентности, самореализация. По окончании обучения все участники получают сертификаты. Их можно прикрепить к резюме или просто использовать как инструмент уверенности в те моменты, когда все идет не так.
История появления термина
Одним из первых, кто использовал понятие «обучение», был Дейл Карнеги, американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал Dale Carnegie Training, который и по сей день предлагает занятия для развития навыков публичных выступлений и уверенности в себе.
Значительный вклад в образовательную форму обучения внес Курт Левин, немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году вместе с коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников и понял, что анализ собственного опыта в коллективе имеет наибольшую ценность.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Успешные результаты обучения в группах Левина легли в основу создания в США Национальной учебной лаборатории, где стали проводить обучение менеджеров, лидеров и даже политических лидеров.
В 1970-х годах в университетах Лейпцига и Йены под руководством Манфреда Форверга, философа и специалиста по психологии развития, был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть заключалась в использовании ролевых игр для развития коммуникативных навыков.
Как проходят тренинги
По форме осуществления классического обучения это групповые занятия в классе с количеством участников до 10-15 человек. Продолжительность обычно от 3 до 5 дней по 6-8 часов с перерывами.
Если говорить о структуре урока, то она выглядит примерно так:
- Мини-лекция, на которой участников знакомят с новой информацией.
- Наглядная демонстрация того, что было выражено в теоретической части.
- Практика, где участники делятся на группы и выполняют задания тренера и упражнения. Иногда мини-группы соревнуются друг с другом. Тогда происходит еще большее вовлечение участников в процесс.
- Обратная связь. Здесь участники делятся впечатлениями и рассказывают, что было легко, а что сложно. Действия каждого участника оцениваются тренером и самой командой. Задаются дополнительные вопросы.
В интернете есть много онлайн-тренингов. Их принцип примерно такой же, как и для обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести:
- экономия средств как для тренера, так и для участников;
- расширение потенциальной аудитории;
- комфортные условия.
Благодаря современным интернет-платформам онлайн-обучение также позволяет получить практические навыки, общаясь со всеми участниками. При этом основным преимуществом обучения как формы обучения является непосредственное физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя достичь дистанционным обучением.
Как выбрать тренинг
Если вы сейчас думаете, какой тренинг посетить, вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать правильный выбор.
Определитесь с целями
Задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?». Почему вы должны учить французский язык? Зачем нужно знать правила оказания первой помощи?
Чем сильнее мотивация, тем лучше. Вокруг много интересного, но наше время в течение дня все же ограничено и невольно приходится делать выбор.
Если у вас нет цели и вы идете на тренинг просто так, то, когда вам нужно приложить усилия для решения проблемы, вы «вписываетесь». Ведь у вас нет ни цели, ни желания что-то делать и «прикладывать усилия».
В итоге тренировки не дадут вам никакого результата, время будет потрачено впустую.
Узнайте, кто ведет тренинг
Часто важно не столько описание обучения, сколько описание личности преподавателя. Выясните, кто этот человек, каких успехов он добился, стоит ли его «слушать» в принципе».
Например, я бы пошел на тренинг по собеседованию от Владимира Познера. Потому что мне нравятся его интервью, мне нравятся вопросы, которые он задает. В тренировках от Дудя — вряд ли. Может, он и профессионал, но лично меня его интервью как-то не «захватывают».
Сопоставьте цену и свои доходы
Вам не нужно ходить на очень дорогие тренинги. Вряд ли вы сможете быстро их восстановить. И если программа вас разочарует, вы будете винить себя в трате денег.
Что касается бесплатного обучения, существуют разные мнения. Все мы знаем, что «бесплатное не ценится» и что «бесплатный сыр только в мышеловке». А также что «дорого и сладко, дешево и тухло». Но лично я могу оценить бесплатно. А еще я могу выбрать бесплатные тренировки высокого качества (ну, это работает для меня).
Так что все субъективно.